Почувствовать себя археологами: в Кировской области прошёл «Археопикник»
Узнать о том, что такое археология, и принять участие в раскопках смогли участники «Археопикника», который прошёл 8-9 июля на территории Пижемского городища. Организатором мероприятия выступила Археологическая лаборатория ВятГУ, а научно-просветительскую программу подготовил Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова.
Пижемское городище – археологический памятник, укреплённое городище в Греховском сельском поселении Советского района Кировской области. Оно расположено у бывшей деревни Городище на правом берегу реки Вятка недалеко от впадения в неё Пижмы. Здесь сохранились остатки высокого земляного вала и прокопанного перед ним рва. С 3 июля на Пижемском городище проходит практика студентов 1 курса исторического факультета ВятГУ, и именно в это место также отправились участники «Археопикника» — научно-просветительского проекта ИЦАЭ Кирова, в ходе которого семьи в формате выходного дня могут на практике познакомиться со спецификой работы археологов.
Поселившись в лагере, участники отправились в г. Советск, где посетили Советский краеведческий музей. Из рассказа экскурсовода зрители узнали, что поселение было основано в 1594 году на землях марийцев-чермисов и получило название слобода Кукарка. Жители занимались в основном земледелием и поставкой хлеба в Западную Сибирь. Затем стало развиваться плотничество, изготовление телег, саней, плетеных корзин. Слобода была известна кружевоплетением, валяльным и гончарным производствами. С 1918 года слобода Кукарка превратилась в рабочий посёлок Советск, а с 1937 года – в город.
Затем Алексей Кайсин, руководитель Археологической лаборатории ВятГУ, провёл экскурсию по некрополю Кукарского Покровского монастыря с надгробиями XVII-XX веков.
«В Вятке самыми популярными видами памятников являются сваренный крест, стела и саркофаг. Количество сваренных крестов велико по той причине, что сооружение было довольно популярным в советский период из-за своей дешевизны и простоты формы. Стела как тип памятника сохранила свою популярность и в послереволюционное время и стала довольно типичным памятником для всех российских кладбищ. Популярность саркофага связана с дешевизной изготовления именно в Вятской губернии по отношению к остальным типам камней», — рассказал учёный.
Вернувшись в лагерь, участники отправились на экскурсию по Пижемскому городищу. «Городище раскапывалось несколько раз: в 1866, в 1888, в 1906 и в 1928 годах Институтом антропологии, — поделился Эдуард Оруджов, научный сотрудник отдела первобытной археологии Института археологии им. А.Х. Халикова. — Ещё до первых раскопок площадка была изрыта крестьянами, которые искали клады и добывали кости животных — кости десятками пудов отправлялись в Кукарку».
Не считая костей и керамики, число находок на городище достигает 2000. В частности, тут была найдена античная гемма с изображением женской головы. Обилие костей животных, обломков посуды, орудий труда свидетельствует о длительном пребывании тут людей. «Пижемское городище известно за пределами Кировской области, это место исследовалось крупными учёными, например, археологом Фёдором Алексеевичем Пономарёвым», — подчеркнул Эдуард.
После экскурсии участники смогли увидеть археологический раскоп и понаблюдать за работой археологов, которые проводили «зачистку» (снимали тонкий горизонтальный срез поверхности культурного слоя).
Вечером для гостей археопикника состоялся public talk «Разговор об археологии» с Алексеем Кайсиным и Эдуардом Оруджовым.
«Цель этой экспедиции – вписать Пижемское городище в период Ананьинской культуры (археологическая культура конца IX-III вв. до н.э.), распространенной на территории Среднего Поволжья и в бассейне реки Камы. А также подтвердить здесь земледелие», — начали ток-шоу спикеры.
По их словам, мечта археологов – найти на этом раскопе хозяйственное сооружение, потому что планиграфии (изображения археологических объектов на плоскости) этой местности нет.
Также зрители узнали о методе радиоуглеродного датирования. «Человек питается растениями и животными, и вместе с ними радиоактивный изотоп углерода попадает в тело человека. После гибели живого организма углерод в него больше не поступает и углеродный обмен прекращается. Таким образом, находя в природе и на поселениях древнего человека остатки растений и животных, содержащие углерод, можно с помощью радиоуглеродного метода определить, как давно существовал данный организм или было основано древнее поселение. Благодаря радиоуглеродному методу можно датировать находки вплоть до 50 000 лет», — рассказал Эдуард Оруджов.
«Кстати, на всю Кировскую область были установлены три даты методом радиоуглеродного анализа – на Чижевском и Скорняковском городищах. Эти исследования проходили в Канаде», — дополнил Алексей Кайсин.
Отвечая на вопрос, почему именно это место выбрали те, кто здесь жили, спикеры рассказали, что выбор места для городища предусматривал его обороноспособность, а отсюда хорошо просматривались обе реки, которые были в ту пору единственными торговыми и военными путями.
«В чём радость археолога?» — прозвучал последний вопрос от участников. «Каждый предмет рассматривается и имеет значение. И, таким образом, складывается общая картинка. Кроме этого, всегда интересно выдвигать новую гипотезу, подтверждать её или опровергать», — ответили археологи.