Петербуржцы узнали об экспедициях на Северный полюс и о борьбе с холодом
Врач-инфекционист и морской инженер-конструктор поговорили о холоде, ледоколах и покорении Северного полюса 24 августа на площадке Российского государственного музея Арктики и Антарктики. Эксперты рассказали об основных этапах развития судов с ядерной энергетической установкой для арктических условий и объяснили, как выжить в экстремально холодных условиях. Организатор лектория – Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Санкт-Петербурга.
Мероприятие началось с игровой гостиной во дворе музея Арктики и Антарктики. Посетители смогли сыграть в фирменные игры сети ИЦАЭ, а также ответить на вопросы о покорении Северного полюса. Затем всех желающих пригласили на новую выставку музея «Женщины на полюсах».
После посещения выставки начался лекторий. Разговор начала Забава Устинова, морской инженер-конструктор, совершившая путешествие на атомном ледоколе «50 лет Победы». Забава рассказала об основных этапах развития судов с ядерной энергетической установкой для арктических условий, и о том, как инженеры попадают в рейс на атомный ледокол.
«Как же пришли к атомным ледоколам? Первый этап в этой большой дороге был пройден нашими древними предками. Они занимались промыслом, исследовали новые территории, но сталкивались с тем, что нужно было ходить по замерзающим акваториям. И уже тогда начали задумываться о том, каким должен быть корпус судна, который выдержит лёд. Следующим шагом была паровая машина. Люди борются со стихией и придумывают гребной винт, создают металлические суда. Весь этот опыт начинает отражаться в полярных экспедициях. Третьим этапом было появление ледокола «Ермак», который называют дедушкой ледокольного флота. Судно на тот момент впитало в себя все лучшие изобретения и технологии. И уже после этого ледоколы начали развиваться и становиться все лучше. Появляется ледокол «Красин». В 50-е годы ХХ века создаётся ядерная энергетическая установка, после которой начинается развитие атомного ледокольного флота», – рассказала Забава.
Лекторий продолжился разговором о том, как выжить в экстремально холодных условиях, какие эксперименты проводятся с низкой температурой, какая разница терморегуляции у мужчин и женщин. Об этом рассказала врач-инфекционист Светлана Звонцова.
«Хочется вспомнить феномен «терминального окапывания». Давайте вспомним млекопитающих, которые зимуют. Они впадают в анабиоз, перед этим роют норки и пережидают там зиму. Когда происходит гипоксия мозга, корковые структуры, отвечающие за деятельность, не работают. Включается лимбическая система, начинают работать наши инстинкты, и мы хотим спрятаться в укромное место, где будет тепло настолько, насколько это возможно. Именно поэтому людей, погибших из-за переохлаждения, находят в кустах, оврагах. Поэтому в таких случаях нет мистики, а только нейробиология», – рассказала Светлана.
«Согреваться, как и охлаждать организм, тоже нужно правильно. Нам всем кажется, что после переохлаждения нужна горячая ванна и горячий чай. Однако такое резкое возращение к нормальной температуре вызывает резкое расширение всех капилляров и сосудов, что приводит к сердечной недостаточности. Во врачебной практике существует много способов согревания. Например, существует аппарат искусственного кровообращения, он гоняет кровь за человека и возвращает уже нагретую кровь в организм. Если переохлаждение не сильное, достаточно переодеться в сухую и тёплую одежду и выпить тёплого чая», – поделился эксперт. «ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ, когда центр работает в формате открытой площадки для тех, кто хочет больше узнать о науке и современных технологиях. В этот день гостей ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные игры и встречи с экспертами, а также научно-популярные ток-шоу и викторины.