Петербуржцы поговорили о вдохновении, творчестве и хаосе
Санкт-Петербург
26 января

Петербуржцы поговорили о вдохновении, творчестве и хаосе

Творчество, арт-объекты, хаос и ТРИЗ стали темой обсуждения экспертов 25 января на «ИЦАЭ OPEN: инженерия творчества» в ИЦАЭ Санкт-Петербурга.

Программа вечера началась с экскурсии по музейной экспозиции «Энергия атома». Участники узнали, чем отличаются разные виды генерации электроэнергии, как распределяется уровень потребления электроэнергии в мире и какие факторы на это влияют, а также поговорили о парниковом эффекте, глобальном потеплении и перспективах развития атомной энергетики.

Затем все желающие смогли принять участие в командной интеллектуальной игре «Адреналин: научные итоги 2023 года» и узнали, где можно увидеть арт-объекты, связанные с научными открытиями и атомной отраслью.

После «интеллектуальной разминки» состоялся Public Talk. Первой выступила Галина Алфёрова, интердисциплинарный художник, психолог, организатор и куратор Art&Science проектов в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и преподаватель ВШЭ. В своём выступлении Галина ответила на вопросы, как создаются арт-объекты, как найти, а самое главное, не потерять вдохновение и какие лайфхаки помогут в создании объектов искусства.

«В 2021 году был создан арт-объект, который назывался «Высокая чувствительность». Работа представляет собой визуализацию математической модели из теории хаоса. Это аттрактор Лоренца, по своим очертаниям напоминающий бабочку. Эдвард Лоренц, изучая метеорологические процессы, пришёл к выводу, что незначительные различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении, и предсказание становится невозможным (эффект бабочки). Хаос и непредсказуемость появляются из-за сильной чувствительности к начальным условиям. Арт-объект представляет собой множество подвешенных на нитях кристаллов висмута в форме бабочки. Понимание процессов самоорганизации, буквально самосовершенствования сложных динамических систем приводит нас к выстраиванию нового диалога человека с природой», — рассказала Галина об одном из своих проектов.

Отвечая на вопрос, где найти вдохновение для творчества, Галина рассказала, что можно использовать ресурс «Регистр научно-фантастических идей», созданный Генрихом Альтшуллером, где собраны идеи из различных научно-фантастических книг, например, говорящие растения. И эти идеи можно развивать, придумывать своё. «Альтшуллер говорил, например, что продумывание научно-фантастического сюжета сходно с придумыванием настоящего изобретения. Мне эта идея очень понравилась. И придумывание Art&Science вещей тоже сходно с придумыванием чего-то фантастического. Мы сначала собираем идеи, определяем, что это может быть, какой приём можно использовать: антиутопию, утопию, метафоры, а затем рождается образ», — добавила Галина.

Завершила Public Talk Александра Кривошеева, к.т.н., доцент кафедры микро- и наноэлектроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ», которая рассказала о том, что такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), какую роль выполняет ТРИЗ в развитии креативности и создании наукоёмких проектов. Сразу после своей лекции Александра провела мастер-класс «Идеальный конечный результат ТРИЗ».

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, оформленная в методологию, которую сейчас используют во всём мире. Автор теории — советский фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, изучивший более двухсот тысяч патентов, чтобы понять, как устроен процесс изобретательства изнутри. Итоги этого изучения легли в основу концепта.

Главное преимущество ТРИЗ, как полагают практики и учёные, заключается в том, что методология хорошо систематизирована, воспроизводима, надёжна, не зависит от психологических аспектов разных людей и даёт больше знаний о том, как устроена креативность. Таким образом, применять её можно в неограниченном числе сфер — даже в личных отношениях или в быту.

Метод считается научно обоснованным и применяется крупными организациями (в основном, при разработке продуктов в IT, маркетинге и дизайне).

«Движение в сторону творчества и создания новых технических объектов у меня началось очень рано. У меня есть воспоминание, когда я поняла, что хочу создавать что-то новое, а не использовать старые уже изученные методы, алгоритмы. Открывая для себя ТРИЗ, поняла, что это ново и интересно. И тут возникла идея создания и объединения творческих людей и людей с математическим складом ума. Например, всем сейчас известные нейросети создают форму, но не смысл. Для творческих людей важнее смыслы в создании объекта. При использовании ТРИЗ мы изучаем не психологические аспекты творчества, а стараемся понять мысль человека. ТРИЗ стал не просто системой изучения, а концепцией идеальной совместимости творчества и технических наук. При совместной работе таких людей появляются шедевры, которые способен понять каждый», — рассказала Александра.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ, когда центр работает в формате открытой площадки для тех, кто хочет больше узнать о науке и современных технологиях. В этот день гостей ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные игры и встречи с экспертами, а также научно-популярные ток-шоу и викторины.