Первый фестиваль «олдскула», науки и кастом-культуры прошёл в ИЦАЭ Нижнего Новгорода
Фестиваль «Атом Кастом Машин», прошедший в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода 2 сентября, стал местом притяжения любителей науки, «олдскула» и кастомной культуры в стиле 50-60-х годов прошлого века. В программе были выставка ретромобилей, лекции атомных спикеров, просмотр кино середины прошлого века, живая музыка и зажигательные танцы. Партнёром мероприятия выступил автомотоклуб «Gorky Retro Garage».
Научная часть фестиваля началась с выступления Антона Седова, кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника Института прикладной физики РАН. В лекции «Атомные автомобили и концепции атомных двигателей» Антон рассказал о том, что такое ядерные реакторы и как они работают, а также о проектах транспорта с ядерными двигателями, в том числе автомобилях. Первый автомобиль, работающий от маленького ядерного реактора, был представлен компанией Ford в 1958 году и получил название Nucleon. Реактор и капсула с горючим располагались в задней части автомобиля, а для защиты пассажиров и водителя предполагалось использовать двойные стенки. На одной капсуле с горючим автомобиль мог проехать около 8000 км. Однако уменьшить реактор до бытовых размеров так и не удалось, так что Ford Nucleon остался лишь музейным экспонатом.
В настоящее время многие изобретатели возвращаются к идее атомного автомобиля. «Работы ведутся. Прошлые разработки атомного двигателя вдохновили многих людей. Если вы помните фильм «Назад в будущее», то там тоже была машина с ядерным реактором, которая работала на плутонии и могла путешествовать во времени. Таким образом, концепция живёт в произведениях искусства, в мыслях фантастов и инженеров. Поэтому, возможно, мы когда-нибудь доживём до атомных автомобилей», – подытожил Антон Седов.
Во дворике ИЦАЭ Нижнего Новгорода на протяжении всего фестиваля были представлены 24 легендарных модели автомобилей (в том числе один педальный), 11 мотоциклов и 6 велосипедов из разных эпох. Познакомиться с каждым автомобилем ближе посетители фестиваля могли на экскурсии, где рассказывалось об особенностях каждой модели, а также демонстрировались примеры кастомайзинга авто. Например, на выставке был представлен «Москвич» АЗЛК 408 (1974 г.) с редкой облицовкой на стильных дисках и ГАЗ-21 (1959 г.) матовой покраски с пинстрайпингом (особой техникой рисования кистью с длинным ворсом). Также на протяжении всего дня в видеозале проходил просмотр фильмов о ретромобилях, кастоме и автопутешествиях.
Среди художников, принимавщих участие в фестивале «Атом Кастом Машин», можно отметить нижегородцев Валерия Барыкина («Советский пин-ап»), Андрея Ткаченко («Секретный гараж» и «Параллельный СССР») и Александра Ванцева (серия гавайских работ по дереву). Каждый из них представил свои работы на выставке и рассказал о своём художественном стиле и о месте автомобилей в их творчестве. Помимо этого, на фестивале продемонстрировали свои тату-работы художники Роман Rebel из Владимира и нижегородец Константин Догваль.
В летней ротонде ИЦАЭ прошёл зажигательный мастер-класс по буги-вуги от преподавателей танцевальной школы «Social Dance Studio» Тихона Сахарова и Марии Романовой. Благодаря этому энергичному танцу под классический рок-н-ролл участники смогли погрузиться в атмосферу середины прошлого века, а продемонстрировать свои навыки можно было на живых выступлениях музыкальных групп, ведь на протяжении всего дня на фестивале выступали группы Pink Slippers (Нижний Новгород) и Mos Vegas (Москва), играющие музыку 50-60-х годов.
Вечер завершился лекцией Антона Грехова, ведущего инженера по радиационной безопасности АО «ОКБМ Африкантов». Он рассказал о том, как развивалась наука в Нижнем Новгороде в 60-х годах ХХ века. Город Горький (в советские годы Нижний Новгород назывался именно так) был очень крупным научно-промышленным центром. Оборонный комплекс города являлся одним из крупнейших в стране. По данным на 1968 год, на территории Горьковской области располагалось 722 предприятия группы «А», из них 70 режимных, имеющих условные обозначения. Помимо этого, здесь же в 1946 году был сформирован сверхсекретный город, на территории которого находились современнейший научно-исследовательский институт, завод и испытательный полигон – Арзамас-16 (ранее и ныне – Саров). В этом городе жила и работала научная элита страны, люди, которые занимались разработкой атомной и водородной бомб, задавали ориентиры для развития многих отраслей промышленности, образующих атомно-энергетический комплекс страны: Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Яков Зельдович, Андрей Сахаров и другие. Сейчас в Сарове находится научно-исследовательский институт экспериментальной физики – главный научный ядерный центр России.
«Я впервые побывал на мероприятии, посвящённом кастом культуре, и очень рад, что мне выпала честь быть его ведущим. Фестиваль получился уютным, а сама площадка ИЦАЭ просто потрясающая. Все машины и мотоциклы на выставке были очень красивыми и редкими, некоторые были представлены в единичном экземпляре в стране. А ещё благодаря художникам и пинстрайперам чувствовался настоящий дух рок-н-ролла. Из лекций мне запомнился доклад Антона Седова об атомных двигателях, о которых я слышал ранее, но даже не представлял, что эта тема окажется такой интересной. В итоге всё смешалось в одном бурном коктейле, который оставит только тёплые воспоминания», – поделился впечатлениями ведущий мероприятия Пётр Праздничков.