«Парк юрского периода» пересмотрели в Ульяновске
Ульяновск
24 сентября

«Парк юрского периода» пересмотрели в Ульяновске

Ульяновцы разобрали ошибки одного из самых достоверных фильмов по версии НАСА в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN».

«Эволюция» стала сквозной темой открытого четверга. Гости Инфоцентра углубились в изучение теории Дарвина через настольную игру «Эволюция», а затем познакомились с современными научными открытиями в онлайн-шоу «Наука в мемах» с генетиком.

 Создать фильм и ни разу не ошибиться – сложно, что подтверждается из года в год. Вместе с Павлом Майоровым, к.б.н., старшим преподавателем Ульяновского аграрного университета, гости разобрали фильм «Парк юрского периода» на научно-популярном ток-шоу «Учёные PRO кино».

Фильм «Парк юрского периода» был выпущен в 1993 году, через три года после публикации одноименного романа Майкла Крайтона. Он был невероятно успешным, а в 2018 году он был внесён в Национальный реестр фильмов США Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Экранизация Стивена Спилберга 1993 года получила множество положительных отзывов за достоверность созданных образов, но это не исключило достаточно популярные ошибки.

Динозавры играют значительную роль в современной культуре прежде всего как персонажи фантастических произведений с тех пор, как были открыты в 1842 году. По сей день большинство людей представляют динозавров как огромных и грозных ящеров. Такой образ остаётся самым популярным несмотря на то, что остатки динозавров не сохранили мягкие ткани, благодаря которым внешность животного можно было бы воссоздать достоверно.

«Многие динозавры в фильме не соответствуют своим реальным размерам и внешнему виду. Сейчас известно, что тираннозавр, главный антагонист фильма, имел похожие на пух накожные образования, а его «коллеги» велоцирапторы – полноценные перья. С одной стороны, это можно списать на возможную недостаточность научных данных на 1993 год, а с другой стороны – это во многом видение режиссёра и дань поп-культуре», — уточнил Павел.

Фильм «Парк юрского периода», согласно актуальным научным данным, имеет достаточно много пробелов и выдумок сценаристов. Одна из самых больших оговорок авторов – манипуляции с генетическим кодом. Речь идёт не столько про выделение ДНК из объекта, сколько про конструирование полноценной последовательности, возможности её встроить в объект и исполнить ту инструкцию, которая записана в ней.

По сюжету динозавров воссоздают посредством генной инженерии. Генетический материал извлекают из москитов, которые миллионы лет назад пили кровь динозавров, а потом, сев на дерево, увязали в древесной смоле, образовав янтарь. «Сейчас учёные могут говорить о сохранении ДНК мамонтов на достаточном уровне, но восстановление динозавров – фантастика. При этом смола является достаточно агрессивной средой, мягкие ткани в ней просто не сохраняются. Визуально – целый комар в янтаре, а на самом деле это, по сути, окаменелая и пустая оболочка», — рассказал Павел Майоров.

Недостающие фрагменты кода в ДНК дополняются фрагментами кода современных земноводных — лягушек. Такое дополнение генома не дало бы полноценного динозавра, а скорее лягушка приобрела новые свойства. Именно наличием ДНК земноводных объясняется возможность смены пола динозавров и появление яиц в парке. Хотя в фильме делается акцент на том, что учёные ведут чёткий контроль за рождением именно самок динозавров, поэтому обнаружение яиц становится невозможным.

Действительно, пресмыкающиеся и амфибии способны менять пол. Например, лягушки делают это под воздействием загрязняющих водоёмы веществ, а также в определённом температурном диапазоне. Но это возможно только на стадии эмбрионов или головастиков, у взрослых особей такого не наблюдается.

Ещё одна неточность фильма – в интерпретации некоторых моментов в метаболизме животных. Крайней мерой для остановки динозавров по сценарию фильма становится программа «Лизин». Герои фильма обсуждают возможность прекращения синтеза аминокислоты с аналогичным названием у динозавров за счёт «выключения» определённого гена. Лизин на самом не синтезируется в организме животных, а они получают её извне с пищей.

«Идея сама по себе не лишена смысла. Отрегулировать гены таким образом, чтобы производить или не производить какие-то действия – возможно. То есть условно можно создать репрессор – останавливающий синтез белок, который будет реагировать на наличие каких-то веществ в организме. Условно мы ввели в динозавра какое-то вещество, оно клеточно скрепилось с репрессором. Теперь белок заработал и прекратился синтез определённого вещества», — пояснил механизм Павел.

В Ульяновске в Научно-исследовательском центре фундаментальных и прикладных проблем биоэкологии и биотехнологии занимаются видовой идентификацией вымерших представителей флоры и фауны и палеогеномикой. Палеогеномика — это область науки, основанная на реконструкции и анализе геномной информации у вымерших видов. За счёт этого стало возможным обнаруживать генетический дрейф, древнюю миграцию и взаимосвязи, эволюционную историю вымерших видов растений, животных, а также идентифицировать фенотипические особенности в разных географических регионах. Именно методы палеогеномики используют учёные в «Парке юрского периода».

«Нужны ли нам такие фильмы и книги? Научная фантастика нам необходима. Есть много примеров, когда события или изобретения из научной фантастики воплощаются в жизнь. Ярким примером является Жюль Верн и его подводная лодка, ставшая реальностью. Похожая ситуация складывается с древними животными. «Парк юрского периода» – яркий этому пример. И фильм, и книга подтолкнули многих учёных к работе в данной области и возрождению давно вымерших животных, в том числе и динозавров», — закончил своё выступление Павел Майоров.

Каждый четверг ИЦАЭ Ульяновска в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN» работает в формате открытой площадки для любителей науки всех возрастов. В этот день гостей центра ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные и подвижные игры, встречи с научными экспертами и научно-популярные ток-шоу.