Палки в колеса прогресса: в Калининграде обсудили проблемы развития беспилотников
В ИЦАЭ Калининграда прошла лекция Алексеюса Лоскутоваса (Литва), создателя портала dronas.eu и основателя сервиса по поиску пропавших дронов findmydrone.info
Дрон (англ. drone) — беспилотный летательный аппарат военного назначения, разновидность военного робота. Однако, в последнее время чётко прослеживаются перспективы их успешного использования и в мирных целях. По данным экспертов к 2019 году рынок коммерческих дронов вырастет на 538% и превысит $5 млрд.
Мерилин Монро и беспилотник
История мультикоптеров начинается в 1923 году, когда в США поднялся в небо первый в мире четырёхвинтовой вертолёт, сконструированный русским эмигрантом Георгием Ботезатом. А спустя 16 лет там же, в Америке, появился и первый беспилотник Radioplane OQ-2. Кстати, к его созданию буквально приложила руку Мерлин Монро, которая до начала актёрской карьеры работала на военном заводе.
Современные дроны выглядят так, как мы привыкли благодаря появлению бесколлекторных электродвигателей, литий-полимерных аккумуляторов, а также объединению гироскопа, акселерометра и GPS приемника в полетный контролер. Некоторые модели по своим размерам не больше ладони, соответственно и грузоподъемность у них мала. Это, а также небольшое время полёта (максимум 87 минут) является основным сдерживающим фактором в расширении области их применения.
Сегодня мультикоптеры используются для наблюдения с воздуха, производства кино, в журналистике, при обеспечении правопорядка, поиске и спасении людей, в геодезии и картографии, грузовых перевозках, сельском хозяйстве, 3D-моделировании, современном искусстве и научных исследованиях.
Прогресс и закон
Но главный сдерживающий фактор развития — законодательство. В России в прошлом году Сыктывкарская компания «Copter Express» в рекламных целях начала доставлять пиццу дронами, но суд оштрафовал ее за на 50 тысяч рублей. Было доказано несколько нарушений: использование воздушного пространства без разрешения, отсутствие плана полета и лицензии на перевозку грузов на воздушном судне.
Только 11 июня 2015 г Госдума приняла в первом чтении поправки к Воздушному кодексу РФ, в котором наконец-таки появился термин «беспилотное воздушное судно» (БПВС). Использовать БПВС в нашей стране можно только после подачи специального сообщения в центр Единой системы, однако, на практике этот механизм пока отработан слабо.
В США коммерческое использование беспилотников ограничено: летать можно только днем, не выше 120 м и в зоне видимости пилота, при этом у него должна быть лицензия. Во Франции запрещен запуск устройств без специального разрешения, а аппараты тяжелее 2 кг. должны быть оборудованы системой спасения — парашютом.
Перспективы роста
«Тем не менее, я уверен, что рано или поздно коммерческие компании пролоббируют послабления в законодательстве для коммерческого использования дронов. Одним из главных бенефициаров от этого может стать компания Amazon, специалисты которой подсчитали, что тогда себестоимость доставки большей части их грузов не превысит одного доллара, — говорит Алексеюс Лоскутовас. — Несмотря на то, что беспилотную авиацию ждёт бурное развитие, стартап-сообществу не стоит заниматься производством собственных дронов. Дешевле, чем у китайцев и красивее, чем у итальянцев всё равно не выйдет. Также мало перспектив и на рынке создания новых автопилотов. Не нужно открывать магазины дронов или создавать новостные ресурсы, посвящённые им».
Лекция в ИЦАЭ Калининграда прошла в рамках проекта «Трендскаутинг» и собрала более трёх десятков калининградцев. Это восьмое по счету мероприятие, на котором рассказывается о технологиях, которые изменят нашу жизнь в будущем.