О мозге-гурмане и жизни без мозга узнали калининградцы на «Энергии науки»
Калининград
23 января

О мозге-гурмане и жизни без мозга узнали калининградцы на «Энергии науки»

О мозге, его устройстве и уникальных способностях рассказали калининградцам научные журналисты Анна Хоружая и Алексей Паевский. Лекции, организованные Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда, состоялись 19 и 20 января в рамках проекта «Энергия науки».

Программа «Энергии науки» в Калининграде открылась выступлением Алексея Паевского – научного журналиста, коммуникатора, фотографа, главного редактора порталов Neuronovosti.ru и портала Mendeleev.info. Иногда врачи-неврологи сталкиваются с пациентами, которые ставят в тупик не только их, но и всю науку. Как быть с человеком, у которого осталось только 10 процентов коры? Что происходит, если отсутствует мозжечок? Пациенты с серьезными изменениями в мозге не только удивляют врачей, но и двигают науку вперёд. Именно такие яркие примеры медицинской практики разбирали вместе со спикером гости проекта, которые собрались в отделе старинной книги научной библиотеки Балтийского федерального университета имени Канта.

«Я очень часто общаюсь с выдающимися нейробиологами России и мира и всегда задаю вопрос: «А насколько мы сейчас знаем наш мозг, насколько он изучен?» Пока что верхняя планка, которую определяют самые оптимистичные оценки, это три процента. И одна из проблем в изучении мозга заключается в том, что мы не можем взять живого человека и с ним экспериментировать. Поэтому, когда в мозге что-то ломается, для самого человека это печально. Но одновременно именно эти случаи дают учёным возможность узнать принципы работы мозга и скрытые от нас возможности», — рассказал Алексей Паевский.

Анна Хоружая на лекции «Мозг-гурман: нейрофизиология гастрономических удовольствий» подробно рассказала о том, как влияют обоняние, зрение, осязание, вкус и даже речь на гастрономические предпочтения человека. Так, слушатели узнали, что наука в последние годы открыла механизм восприятия ещё нескольких вкусов: к уже известным солёному, кислому, сладкому и горькому добавились умами, жирный, металлический и щелочной.

«У животных выявлен механизм восприятия кальциевого вкуса и некоторых других. Существуют и так называемые ложные вкусы, например, ментоловый и острый. Они работают с тепловыми рецепторами полости рта», — пояснила Анна Хоружая.

Слушатели узнали, почему жирное и солёное заставляет переедать, какую роль в «истории» вкуса играет гиппокамп и что такое обонятельная карта пространства.

«Когда мы потребляем жирную, насыщенную вкусами еду (например, фастфуд), возникает целый букет вкусо-ароматических ощущений. Это вызывает колоссальную волну активации в мультисенсорной вкусовой системе и яркий всплеск удовольствия в системах, которые отвечают за мотивацию и удовлетворение от того, что мы делаем. Собственно, главный виновник вашего “романа с бургером” — это дофамин, нейромедиатор и известный “гормон удовольствия”», — пояснила Анна Хоружая.

По словам эксперта, на мощный всплеск дофамина легко подсесть, поэтому поедание насыщенной жирами и вкусами пищи порой сравнивают с процессами, которые возникают в организме при наркозависимости. Мозг стремится раз за разом повышать порцию дофамина, а в процессе еды его выделяется больше, чем в других случаях. Так и возникает систематическое переедание.

Слушателей также интересовали вопросы, почему возникает аллергия, как долго может не восстанавливаться вкусовая чувствительность после ковида, можно ли на уровне генов регулировать пищевое поведение человека и что не так с брокколи.

«Энергия науки» — федеральный проект сети ИЦАЭ, направленный на популяризацию науки в регионах. В процессе выездных сессий на площадках российских Информационных центров по атомной энергии организуются лекции и дискуссии с участием ведущих российских учёных, популяризаторов науки, научных журналистов, экспертов в области образования.

Идея проекта — дать возможность людям, далёким от науки, задать вопрос и даже поспорить с учёными, чтобы наука перестала быть для них чем-то непонятным и скучным, а приобрела вполне конкретные очертания и лица. И, конечно, проект позволяет формировать у аудитории широкую картину современной научной жизни.