О воспитании «вчера» и «сегодня» рассказали курским педагогам
Что такое воспитание с точки зрения педагогики и психологии? Какие существуют современные методы воспитания? На эти и многие другие вопросы курские педагоги узнали ответы на программе «ИЦАЭ OPEN: воспитание», организованной 2 февраля Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Курска.
Участниками «ИЦАЭ OPEN» стали советники директоров по воспитательной работе школ города Курска. Днём состоялся Public Talk «Воспитывать не надо любить! Где поставим точку?» с доктором биологических наук, доцентом кафедры социальной работы КГУ Александром Савченко.
В ходе лекции эксперт дал определение понятия «воспитание» – это процесс вхождения ребёнка в контекст современной культуры вместе с педагогом, процесс формирования социально-ценностных отношений. А отношения – это связь субъекта с объектами окружающего мира, избирательно-свободно устанавливаемая самим субъектом.
«Воспитание отличается от таких терминов, как формирование, развитие, тремя позициями: во-первых, это целенаправленный процесс, во-вторых, его проводит специалист, имеющий профессиональную подготовку, в-третьих, это организованные условия для обучения», — рассказал Александр Савченко.
Задача педагога, по его словам, – упаковать и передать материал так, чтобы способствовать его освоению, усвоению и присвоению.
В педагогике выделяют четыре уровня: философский, теоретический, методический и педагогическую этику.
Воспитание – это организация жизнедеятельности, а жизнедеятельность – это не только обучение. Ребёнка нужно включать в разнообразные виды деятельности, уверен Александр Савченко. Педагог должен воспитывать личность, которая выполняет социальные роли, способную строить жизнь достойного человека.
В завершение своего выступления Александр Савченко рассказал о технике общения педагога «вчера» и «сегодня». По его словам, если раньше педагог ориентировался на социальную норму, то сейчас на человека.
«Интерес к жизни, интерес к своему делу и интерес к другому человеку – такими качествами должен обладать педагог», — подытожил эксперт.
После Public Talk участники проверили свои знания о жизни и творчестве Игоря Васильевича Курчатова, сыграв в интеллектуальную азартную игру «Адреналин», посвящённую отмечаемому в этом году 120-летию учёного.
Объединившись в шесть команд, они ответили на 15 вопросов об исследованиях, научных открытиях, биографии Игоря Васильевича и других советских учёных, занимающихся ядерной энергетикой. При этом в ходе игры было важно не только правильно отвечать на вопросы, но и делать на них ставки, верно оценивая свои силы.
Педагоги узнали, как устроен и как выглядит токамак, насколько радиоактивен снег и какое прозвище было у Курчатова до того, как он отрастил бороду.
Команды с удивлением обнаружили, что на заре своей карьеры будущий известный учёный занимался изучением радиоактивности снега, а также выяснили, что физики проводили на станции «Динамо» Московского метрополитена эксперимент, доказавший возможность спонтанного деления ядер урана.
«Спасибо команде ИЦАЭ Курска и Александру Савченко за увлекательный Public Talk. Мы поговорили о воспитании понятно, ясно, доступно, а в современных реалиях – это ценнейшая информация. В качестве приятного бонуса – интеллектуальная игра о жизни и трудах Игоря Васильевича Курчатова. Теперь буду знать, что реактор Нововоронежской АЭС получил оригинальное название «Грузинский кувшин»», — поделилась впечатлениями Екатерина Снеговая, педагог школы №31.
«Сегодня в ИЦАЭ Курска состоялась очень глубокая и интересная лекция о воспитании. Спикер в интерактивной форме смог донести разницу в воспитании «вчера» и «сегодня», дал конкретные советы о поведении учителя в проблемных ситуациях. Спасибо за современный научный и одновременно понятный и доступный каждому подход. Спасибо организаторам: как всегда, в ИЦАЭ все профессионально и интересно», — поблагодарила Татьяна Томилина, педагог школы №17.
Каждый четверг ИЦАЭ Курска работает в формате открытой площадки для любителей науки всех возрастов. В этот день гостей центра ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные и подвижные игры, встречи с научными экспертами и научно-популярные ток-шоу.