От распознавания лиц до «восстания машин»: мурманчанам рассказали о машинном обучении
Мурманск
09 декабря

От распознавания лиц до «восстания машин»: мурманчанам рассказали о машинном обучении

О машинном обучении в последние годы говорят достаточно часто. Что это такое, зачем нужно и чем интересно, мурманчане разбирались 8 декабря на лекциях руководителя направления искусственного интеллекта АО «Гринатом» Яхьи Ибрагимова. Лекции прошли в рамках федерального проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).

Эксперт по машинному обучению прочитал лекции для мурманских студентов колледжей на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки, а также для посетителей ИЦАЭ Мурманска на борту атомного ледокола «Ленин».

Студенты средних специальных учебных заведений узнали про базовые алгоритмы работы машинного обучения, вместе с экспертом рассмотрели, какие задачи машинного обучения бывают и каким способом их решают.

«Немного об истории машинного обучения. Зародилось оно в 50-х годах прошлого столетия. Только стали появляться какие-никакие компьютеры, но их производительность была практически нулевой, а занимали они очень много пространства. И все труды по машинному обучению уходили просто в стол и не пользовались особым спросом. А в 2012 году произошла революция, которая изменила мир полностью, — группа студентов из Университета Торонто догадалась обучать нейросети при помощи видеокарт. Оказалось, что это в десятки раз быстрее, чем ранее при использовании процессора», — рассказал Яхья Ибрагимов.

Эксперт привел примеры использования машинного обучения в современных нейросетях. Это и системы распознавания лиц, и моделирование физических явлений, и системы подбора рекомендаций контента, идентификации предметов, и многое другое. Без этих процессов современному человеку порой трудно представить свои ежедневные дела. Машинное обучение нейросетей помогает решать различные проблемы, например, возникающие при попытке распознать лица близнецов или представителей стран Азии, а также содействовать в подборе менее раздражающих рекомендаций.

Гости ИЦАЭ Мурманска узнали, как подходят к внедрению инновационных технологий на предприятиях атомной отрасли. «Машинное обучение можно применить практически во всех процессах, которые происходят в «Росатоме». Вы можете как трансформировать сканы в текст, так и регулировать работу атомного реактора», — отметил специалист.

После лекций слушатели задавали эксперту разные вопросы, но особенно их интересовало, насколько возможен сценарий «восстания машин». «Как с детьми, если нейросети изначально прививать что-то отрицательное, она станет антигероем. Я думаю, когда нейросеть поймёт, как устроено наше человеческое общество, у нее будет много вопросов, особенно к верхней прослойке населения. Надо надеяться, что искусственный интеллект будет создан в тепличных условиях и не будет иметь плохих мыслей», — успокоил Яхья. 

«Очень интересная лекция! За короткое время мы узнали о роли машинного обучения в жизни каждого человека, различных отраслях, а также выяснили, какими же качествами должен обладать человек, мечтающий работать в этой отрасли! Спасибо большое за чудесный вечер, проведенный с пользой и с интересом!» — поделилась впечатлениями о мероприятии участница Вероника Трофимова.

Проект «Энергия науки» создан сетью ИЦАЭ, чтобы познакомить жителей страны с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.