От огорода до поднебесной: в Калининграде прошли первые в этом году «Научные чтения»
Калининград
08 февраля

От огорода до поднебесной: в Калининграде прошли первые в этом году «Научные чтения»

Разобраться, как кошки прошли путь от диких хищников до любимых домашних питомцев, как древняя китайская философия объясняет и даже предсказывает современный мир, что такое садоводство для человека, который выбирает путь «не куплю в магазине — посажу сам», и может ли язык существовать без заимствований? Ответы на все эти вопросы узнали участники «Научных чтений», которые прошли  6 февраля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда.

Вечер начался с разбора книги «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» биолога Джонатана Лососа.

«Эта книга — увлекательное путешествие сквозь века, где дикие хищники саванн постепенно превращаются в наших любимых домашних мурлык», — поделилась представлявшая книгу блогер Екатерина Воронова.

Предполагается, что домашние кошки произошли от африканской степной кошки. «Обычные домашние кошки очень похожи на европейских степных котов, — рассказала Екатерина. — Возможно, в процессе эволюции они гибридизировались с местными дикими кошками, что привело к изменениям в их ДНК».

Учёные активно исследуют генетику кошек, но это не всегда просто. Например, с музейных чучел нельзя взять кусочки шерсти для анализа, поэтому исследователи ищут альтернативные методы. «Так учёные брали образцы из тех мест, где никто этически не обратит внимания, — продолжила эксперт. — Но даже с мумиями кошек возникали сложности: рентгеновский аппарат был слишком мал, приходилось отделять головы для исследований и с них уже можно было брать образцы, но к сожалению, извлечь качественное ДНК так и не удалось».

С течением эволюции менялось не только тело кошек, но и их поведение. «Голос стал мягче, а общение с человеком — более выразительным, — рассказала Екатерина. — Кошка больше «разговаривает» с людьми, чем с сородичами. Мурлыкание и мяуканье — это способы коммуникации, предназначенные именно для нас». Интересно и то, как охотятся домашние кошки. Исследователи прикрепляли камеры к ошейникам и наблюдали за их поведением. «Не всю добычу кошки несут хозяину, примерно 10% добычи кошки оставляют на “месте преступления”. — рассказала блогер. — А мои коты, например, не самые удачливые охотники, только летом они предпочитают гоняться за насекомыми». В то же время одичавшие кошки, например в Австралии, демонстрируют удивительные способности: они могут охотиться на змей и даже летучих мышей. «Всё зависит от характера кошки, — добавляет Екатерина. — Кто-то становится искусным охотником, а кто-то предпочитает более спокойную жизнь».

Кошка стала спутником человека, когда люди начали заниматься земледелием. «Они охраняли зерно от грызунов, — рассказала спикер. — Кошки не были одомашнены в привычном смысле, они просто жили рядом с человеком, и это сотрудничество оказалось взаимовыгодным».

После путешествия в мир кошек, гости перенеслись в древнюю и мудрую культуру Китая. Нейроурбанист Никита Отришко поделился впечатлением от книги синолога Рула Стеркса «Китайская мысль: от Конфуция до повара Дина». По его словам, книга помогает понять, как философия влияет на все сферы жизни – от государственного управления до кулинарных практик. 

«Прежде чем начать, хочу поделиться личным опытом. Раньше я работал в проектном бюро, — рассказал эксперт. — Мой коллега, казалось бы, не блистал талантами, но всегда сдавал всё вовремя. У него была книга по фэншуй, и он очень увлекался ею. А мы тогда могли наблюдать, как она действительно помогает ему в жизни везде успевать». Спикер также поделился личным вопросом к книге: «Мне всегда было интересно, как человек может быть прекрасным оратором, но плохим писателем, и наоборот. Китайская философия помогает понять эти противоречия». Особое внимание уделяется легенде о поваре Дине, который стал символом гармонии: «Хороший повар меняет нож каждые два года, потому что он режет. Обычный повар — каждый год, потому что он рубит. А мой нож служит мне уже 19 лет, потому что я не сопротивляюсь волокнам, а иду между ними», — зачитал отрывок легенды о поваре эксперт.

Китайская философия учит не сопротивляться там, где это не нужно. «Недеяние — это не бездействие, а умение не вмешиваться в естественный ход вещей, — объясняет эксперт. — Книга становится настоящим мануалом по Китаю, где всё подчинено принципам инь-ян и у-син». Инь-ян — это не просто противоположности, а принцип движения, а у-син — система пяти элементов, которые лежат в основе всего. «Китайцы подчинили этим пяти символам всю свою жизнь, — добавляет Никита. — Даже еда должна сочетать в себе горячее и холодное, соленое и сладкое, чтобы поддерживать гармонию».

Философия еды занимает особое место: «Мыслители открыли для себя, что еда — это не просто питание, а способ объяснить сложные идеи. Гармония и равновесие в пище влияют на всю нашу жизнь». Для китайских правителей управление страной было сродни искусству приготовления пищи: важно не переусердствовать, но и не оставить человека голодным. «В отличие от европейской философии, где время линейно, китайская мысль говорит о циклах, — подчеркивает эксперт. — Это помогает понять, почему даже в философских трактатах встречаются кулинарные метафоры».

После погружения в мудрость китайской философии, участники вернулись к земле — буквально. «Книга «Изгнанные в сад » — это не просто руководство по выращиванию растений, а настоящий манифест душевного спокойствия», — так начала своё выступление начальник отдела информации и общественных связей Дирекции Балтийской АЭС Инна Морева. «Мы все хоть раз бывали в саду или на огороде, но эта книга открывает новый взгляд на это занятие. Она не только учит, как вырастить томаты или вишню, но и показывает, как сад может стать местом умиротворения», — подчеркнула спикер.  Книга также учит терпению и гармонии с природой: «Автор рассказывает это на примере, когда ждешь, пока созреет вишня, а потом обнаруживаешь, что её уже склевали скворцы.  Но это не повод для расстройства, а часть естественного цикла».

Эта книга — не просто пособие, а философия жизни. «Она показывает, как сад становится метафорой нашей жизни: иногда нужно ждать, иногда — отпускать, а иногда — просто наслаждаться процессом», — поделилась спикер. По её мнению, книга вдохновит даже тех, кто никогда не держал в руках лопату, и покажет, что огород — это не только про урожай, но и про радость, спокойствие и гармонию с природой.

После разговоров о садоводстве филолог Алексей Черняков обратился к теме языка. «Сегодня, слушая коллег, я задумался: правильно ли я поступил, выбрав книгу по своей специальности? — начал эксперт. — Филология — это наука, к которой предъявляют много претензий. Все говорят по-русски, но почему-то считают, что филологи говорят “лучше”».

Алексей Черняков представил собравшимся книгу Марии Елифёровой «#Панталоныфракжилет. Что такое языковые заимствования и как они работают», названную в честь строки из «Евгения Онегина» Александра Пушкина.

«Эта фраза была направлена на современников Пушкина, но и сегодня она звучит актуально», — отметил эксперт. По его словам, научно-популярная литература о лингвистике часто вызывает скепсис, но эта книга — исключение: «98% текстов о филологии — это теории о скрытых правдах мира, вроде “буквицы”. Но “#Панталоныфракжилет” — это отличный способ понять, чем на самом деле занимается филолог».

Большинство людей считают, что заимствования в языке не нужны. «Критики говорят: “Пейджеры уже не существуют, а слово осталось”. Но язык — это не только инструмент для называния вещей, — объясняет Алексей Черняков. — Мы заимствуем не только слова, но и части слов, например морфемы. Слова “личность” или “влюбленный” — это кальки, построенные на копировании иностранных моделей». Заимствования — это естественный процесс, который обогащает язык. «Я надеюсь, что такая обзорная экскурсия позволит понять: заимствования — это хорошо. Заимствования — это как шлагбаум, который показывает, как язык живет и развивается, и пропускает слова “фрак” и “атом»», — закончил своё выступление эксперт.

«Мне всё очень понравилось. Недавно я переехала в Калининград, и пришла сюда по рекомендации знакомых. За лучший вопрос получила книгу «Китайская мысль». Обязательно буду следить за анонсами и приду ещё», — поделилась гостья ИЦАЭ Елена Шломбс.