От Земли до орбиты: челябинцы узнали, как стать космонавтом
Челябинск
25 апреля

От Земли до орбиты: челябинцы узнали, как стать космонавтом

Как атомные технологии помогут покорить Марс? Какие тесты проходят будущие космонавты? Почему занятия спортом нельзя прекращать даже в невесомости? Об этом и не только поговорили гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска 24 апреля на встрече с популяризатором космонавтики Никитой Матасовым. Мероприятие состоялось в рамках проекта «Энергия науки». Информационным партнёром выступил медиахолдинг «Гранада Пресс».

Человек оказался в космосе только в 1961 году, но мечтает о далёких планетах веками. В наши дни появляются технологии, которые позволят мечтам стать реальностью. Вдохновиться на покорение космоса смогли участники атомного практикума «Дальний космос». Они узнали, почему химические двигатели не подходят для межпланетных путешествий и какие технологии разрабатывает атомная отрасль. А ещё — зачем человечеству покорять космос и какие профессии будут востребованы за пределами Земли.

Как же стать космонавтом, какие есть требования и как ощущается невесомость? На эти и другие вопросы ответил приглашённый эксперт «Профпримерки» Никита Матасов — популяризатор космонавтики, действующий аэрокосмический инженер, участник отбора в отряд космонавтов, победитель Всероссийского студенческого конкурса «Твой ход», аспирант Московского авиационного института. В формате диалога с профильным специалистом гости смогли примерить на себя профессию «космонавт».

Оказывается, критерии отбора в наши дни и на заре космонавтики сильно отличаются. Например, первые космонавты должны были быть не более 170 сантиметров роста и весить 70-72 килограмма. Сейчас требования менее жёсткие: 150-190 сантиметров и 50-95 килограммов.

Помимо соответствия по физическим показателям, придётся сдать и вступительные экзамены. Никита Матасов назвал среди них основы космонавтики, физику, математику, английский язык и тестирование на профпригодность. «Последнее нужно, чтобы понять, умеет ли кандидат работать с информацией и анализировать её», — подчеркнул эксперт. Могут предложить, например, найти причину неисправности устройства или запомнить и рассказать строение редуктора у автомобиля с задним приводом — и если предоставите правильный ответ, то этот тест вы проходите.

Далее уже начинаются тренировки. Кроме известных центрифуг, испытаний перегрузками и погружений в бассейн в скафандре, эксперт назвал решение задачи на время свободного падения. Человека сбрасывают с высоты, и, прежде чем выпустить парашют, нужно в диктофон в шлеме дать ответ. В качестве примера спикер привёл задачу по чёрно-красной таблице. За 30 секунд необходимо назвать в ней красные числа по убыванию, а чёрные — по возрастанию.

Кстати, космонавты всё время должны поддерживать хорошую физическую форму — даже в невесомости. И особенно в ней, ибо на орбите траты энергии сильно уменьшаются. А если не вместиться в ложемент, изготовленный под индивидуальные параметры, шансы вернуться домой становятся почти нулевыми.

Завершила программу лекция «Космический челнок», в которой Никита Матасов раскрыл секреты создания первой в мире многоразовой космической системы. От разработки термостойкой плитки, защищающей корпус при входе в атмосферу, до создания мощных двигателей, способных выводить челнок на орбиту.

В этой гонке первыми стали американцы: их «Космический транспортный корабль» был запущен в космос 12 апреля 1981 года. Советский «Буран» совершил первый полёт в 1988 году. У гостей ИЦАЭ в этот вечер была уникальная возможность познакомиться с фрагментом изоляции обитаемого отсека того самого «Бурана».

Шаттлы стали прорывом, потому что значительно снизили стоимость полётов, позволили доставлять крупные грузы в космос и возвращать их на Землю, а также совершать ремонт спутников прямо на орбите.

«Энергия науки» — проект сети ИЦАЭ, благодаря которому ведущие российские учёные и научные журналисты знакомят жителей регионов с последними научными открытиями и достижениями в разных областях знания.