Остановись, мгновение: южноуральцы поговорили о фотографии
Распечатанные фотоснимки сохранятся дольше в обычных белых конвертах. Первое селфи было сделано в 1839 году Робертом Корнелиусом, фотоаппарат был собран из подручных материалов. А на одной из самых дорогих фотографий в мире изображена река Рейн в пасмурную погоду, даже животных с фона убрали. Кажется, что фотография если и не магия, то точно искусство. Стать ближе к этому волшебству смогли гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска 22 августа на тематическом вечере «ИЦАЭ OPEN. Капсула времени».
Во многих семьях существует традиция хранить фотографии в красивых альбомах, кто-то даже специально украшает памятные страницы. Генеалог Ирина Шарова на мастер-классе «Подпиши старые фотографии» объяснила, как правильно хранить фотографии, в том числе архивные.
Лучшее решение здесь — бескислотная бумага, но она достаточно дорогостоящая, поэтому подойдут и обычные белые конверты. Почему не привычные альбомы? По словам эксперта, на их страницах содержится вещество лигнин, которое безостановочно выделяется и со временем портит фотографии, разрушает их. Бескислотная бумага же «позволяет законсервировать снимки», подчеркнула Ирина.
Кстати, подписывать фотокарточки шариковой ручкой — тоже плохая затея, бережнее к материалам будет мягкий карандаш. А чтобы потомки не заблудились в семейном древе, эксперт порекомендовала указывать на обороте не только год, но и кто изображен на кадре, а также локацию.
Первых фотографов не любили художники — считали, что у них отбирают работу. Прошло более двухсот лет, интерес к обоим видам искусства не пропал. О том, как развивалась фотография, рассказал в своей лекции Дмитрий Островский, преподаватель кафедры дизайна, рисунка и живописи Международного института дизайна и сервиса, руководитель творческой лаборатории Дмитрия Островского.
Три века назад Иоганн Шульце экспериментировал с солями металлов. Когда он перемешал соли серебра и мел, сосуд потемнел. Учёный понял, что возникла реакция на свет. А дальше понеслось… Дагерротипы, цианотипия, рентгенография, появление цифровой фотографии, всем знакомые сцены проявления кадров в тёмных помещениях с большим количеством растворов.
Ретро-фотография сильно сложнее современной – из-за особенностей плёнки нужно учитывать цвет всего, что попадает в кадр. В практике спикера нередки случаи, когда татуированные люди на фотографиях не находят и следа чернил. Дело в ортохроматической плёнке, которую Дмитрий Островский использует в своей работе — у таких плёнок высокая чувствительность к фиолетовому, синему, зелёному и жёлтому. Клиенты, кстати, не жалуются, даже шутят — «теперь карточку можно бабушке послать, она не будет переживать».
Приятным бонусом стала возможность забрать на память ту самую ретро-фотографию. Всё было по-настоящему: старинная камера на ножках, изысканные шляпы, вылетающая «птичка», проявка – и непередаваемый цвет снимков.
Гости, как дети, с нетерпением наблюдали за волшебством проявления изображений. Ирина Юшина, участница вечера, даже усмотрела в этом процессе некую схожесть со спиритическим сеансом, отметив, что «здесь чувствуется голос предыдущей эпохи».
«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 19 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.