«Онколикбез» прошли участники телемоста Екатеринбург – Ульяновск – Челябинск
Ульяновск
18 марта

«Онколикбез» прошли участники телемоста Екатеринбург – Ульяновск – Челябинск

Онкологический ликбез прошли гости «ИЦАЭ OPEN» в Екатеринбурге, Челябинске и Ульяновске 17 марта. Инструктаж от ранней диагностики до современных методов лечения провели эксперты в области ядерной медицины.   

По статистике Всемирной организации здравоохранения, заболеваемость раком выше в развитых странах. Одна из ключевых причин — более высокая продолжительность жизни. Однако, по данным этой же организации, спасти от заболевания прежде всего может своевременная диагностика. К примеру, 90% больных, у которых онкологию выявили на ранней стадии, успешно излечиваются и живут долгие годы в состоянии ремиссии.

Какие методы эффективного лечения существуют сегодня? Как не пропустить болезнь? Что, где и когда проверять? Насколько вообще современный человек осведомлён об онкологических заболеваниях и борьбе с ними?  

Об этом и многом другом в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN» 17 марта говорили эксперты в области ядерной медицины из Челябинска, Екатеринбурга, Ульяновска и Москвы в формате телемоста, который позволил объединить спикеров и аудиторию нескольких городов.

О том, что такое онкология, как образуются злокачественные новообразования, можно ли распознать опухоль на ранней стадии и какое бывает лечение, слушателям рассказал врач-онколог высшей категории Денис Истомин. Спикер объяснил, почему выявление онкологии на ранней стадии – трудная задача:

«Главная проблема в начале заболевания в том, что симптоматика может быть слабо выражена или вовсе отсутствовать. Поэтому при начальных стадиях его симптомы либо не замечаются вообще, либо принимаются за сигналы о другом недомогании. Также важно понимать, что пока не существует «универсального теста» для раннего выявления всех видов опухолей. Скрининг направлен на выявление конкретного типа опухоли. Но и скрининговый подход работает далеко не всегда: для многих видов опухолей пока не существует методов, способных выявить их настолько рано, чтобы это привело к улучшению результатов лечения и снижению смертности».

В настоящий момент существует лишь пять видов опухолей, при которых эффективен скрининг: 

— рак шейки матки (цитологическое исследование и тест на вирус папилломы человека); 

— рак молочной железы (маммография);

— рак толстой и прямой кишки (тест на скрытую кровь и колоноскопия);

— рак предстательной железы (определение уровня простат-специфического антигена);

— рак лёгкого (низкодозовая компьютерная томография). 

            Об уникальной установке – киберноже, позволяющем проводить сложные операции без хирургического вмешательства, рассказала заведующая отделением радиотерапии Челябинского центра онкологии и ядерной медицины, главный внештатный радиолог Минздрава Челябинской области, кандидат медицинских наук Екатерина Мозерова.

            «Слово может казаться пугающим, но на самом деле киберножом никто ничего не режет, у нас нет крови, наркоза, нет большой операционной и палат послеоперационного наблюдения. Кибернож – это эффектное название системы для стереотаксической лучевой терапии, который представляет собой гибрид промышленного робота, линейного ускорителя с энергией фотонов 6МэВ и очень крутыми и нами любимыми системами слежения и планирования лучевой терапии. С их помощью медицинский сотрудник и физик могут следить за положением опухоли, ориентируюсь на данные, поступающие из планирующей системы, и снимки с компьютерной томографии, позволяющие очень точно и прицельно – именно с хирургической точностью, за счёт чего аппарат и получил своё название – проводить лечение опухоли».

            Екатерина рассказала, что с помощью киберножа можно лечить несколько очагов одновременно или лечить только биологически активные части опухоли. По словам эксперта, ни один аппарат не может так успешно лечить опухоли локально, с сохранением здоровых тканей внутри, облучая только её активную часть.

О технических основах одного из современных и перспективных методов лечения злокачественных новообразований – протонной терапии – его отличиях от фотонной терапии, способах получения и доставки протонного пучка в опухоль, а также о перспективах развития метода рассказал заведующий лаборатории медицинской физики Федерального научно-клинического центра радиологии и онкологии Василий Киселёв из Ульяновска.

Эксперт начал своё выступление с истории развития протонной терапии:

«Первое предложение о том, что ускоренные протоны могут быть эффективным средством лечения, было сделано Робертом Вильсоном в статье, опубликованной в 1946 году. В это время он был участником проектирования циклотронной лаборатории в Гарварде. Первые опыты по облучению пациентов были проделаны на ускорителях, построенных для физических исследований, а конкретно в Радиационной лаборатории в Беркли в 1954 и в Университете Уппсала (Швеция) в 1957». 

По словам Василия, сегодня в России существует пять центров протонной терапии, а всего в мире 114 таких центров, включая Россию, 35 центров строятся и 32 ещё в планах.  

Эксперт также рассказал о центре протонной терапии в Димитровграде, где созданы лечебные комнаты, оборудованные системой гантри (GTR1, GTR2), – подвижным устройством, используемым для удерживания и нацеливания медицинского оборудования на зафиксированного пациента. Первая лечебная комната, оборудована фиксированным пучком (IBTR3), вторая – «глазной линией» (FSTR4). В лечебной комнате GTR2 установлена первая в России система оптического мониторинга за положением пациента производства VisionRT (Великобритания).

«С её помощью можно проводить как оценку точности укладки пациента перед началом лечения, так и постоянное отслеживание положения пациента в процессе лечения. В нашем центре система активно используется также для лечения подвижных мишеней с задержкой дыхания на глубоком вдохе (DIBH)», – пояснил Василий.

В завершение телемоста Алексей Водовозов, врач, научный журналист, автор книги «Пациент разумный», рассказал о том, как не попасться в ловушку медицинских «альтернативщиков».

«Альтернативная медицина – область, про которую не доказано, что она работает, или доказано, что она не работает – любит псевдодиагностику, наукообразные объяснения, находит огромный спектр патологий и ставит странные диагнозы вроде дисбактериоза крови или напряжения печени. Вместо научных статей у «альтернативщиков» патенты и грамоты, а их диагнозы невозможно подтвердить», — объяснил медик.

«Медицинские шарлатаны обманывают пациента трижды: первый раз, когда диагностируют болезнь, которой нет, второй раз, когда назначают долгое и дорогостоящее лечение, и третий раз, когда подделывают повторное исследование, которое обязательно будет свидетельствовать либо об улучшении, либо о возврате к норме», — рассказал Алексей Водовозов.