Никита Дёмин выступил с лекциями-концертами о музыке в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород
14 апреля

Никита Дёмин выступил с лекциями-концертами о музыке в Нижнем Новгороде

О разнообразии музыкальных профессий, многозадачности музыканта, развитии электронной музыки от первого синтезатора до современности нижегородцам рассказал 13 апреля скрипач-электронщик Никита Дёмин в рамках проекта «Энергия науки». Он выступил с двумя лекциями-концертами, одна из которых прошла под куполом планетария.

Никита Дёмин – российский скрипач-электронщик. В своём творчестве музыкант соединяет звучание аналоговых синтезаторов и электроскрипки, сочетая такие стили, как: indie-dance, synth-pop, progressive house, break-beat, drum-n-bass. 

Какие музыкальные профессии существуют и в чём заключается работа людей, которые ими владеют, Никита Дёмин рассказал на лекции «Когда музыка расширяет границы: мультифункциональность музыканта» в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода. Между каждым блоком рассказа он исполнял композиции собственного сочинения, а также мировые хиты.

Начал эксперт с профессий, которые давно закрепились в музыкальном мире: импресарио, хормейстер, концертмейстер, перевертмейстер, композитор и другие. Некоторые из них оказались неочевидными. Например, иллюстратор, вопреки названию, не создает визуальный образ. Иллюстратор – это солист, которого принимают на работу специально для того, чтобы он исполнял (иллюстрировал) ту сольную партию, для которой играется аккомпанемент в оркестре. А инспектор оркестра, к примеру, следит за присутствием музыкантов на репетиции или концерте, составляет расписание, а также решает организационные вопросы на гастролях.

Далее Никита рассказал о профессиях музыковеда и музыкального критика. «Музыкальный критик, в отличие от музыковеда, должен находиться не в прошлом, а в настоящем. Он должен понимать актуальность стилей, изучать новые движения и течения в музыке. Например, если появилась новая музыкальная группа, он может определить, насколько интересно в данный момент течение музыки, в котором они играют, и может дать толчок для их развития», — объяснил спикер.

В завершение первой лекции музыкант упомянул профессии, которые появились относительно недавно. Например, диск-жокей (или диджей), аранжировщик, звукорежиссёр, мастеринг-инженер, радиоведущий и другие. Примечательно, что есть и совсем молодые профессии. Например, на стриминговых платформах появляются 500 000 треков еженедельно. Для того, чтобы донести хорошую музыку до слушателя, существует редактор плейлистов, который анализирует новые композиции и отбирает лучшие из них, объединяя в плейлисты.

После лекции гости ИЦАЭ смогли поучаствовать в интерактивном музыкальном квесте, благодаря которому узнали о редких музыкальных инструментах, написали собственную песню с помощью нейросети и проверили свои знания о физике звука.

Вторая лекция-концерт «Эволюция электронной музыки: от первого синтезатора до современности» прошла в Планетарии 1, благодаря чему зрители во время выступления музыканта могли наблюдать полнокупольную анимацию о звёздах, астероидах, планетах и космических кораблях, что в совокупности со звучанием электроскрипки погружало в ощущение невесомости.

На лекции Никита Дёмин рассказал, что электронная музыка складывается из звукозаписи и синтеза звуков. Первый электронный инструмент был придуман еще в 1920 году советским изобретателем Львом Терменом. На терменвоксе играют движениями рук в воздухе – без прикосновений к инструменту. Мелодия возникает от изменения исполнителем электромагнитного поля, окружающего терменвокс.

Продолжая тему физики звука, спикер рассказал о формах звуковых волн. В синтезаторах в качестве исходных сигналов используются колебания различной формы: синусоидальные (гармонические), квадратные, пилообразные, треугольные и импульсные. По отдельности эти волны звучат неприятно и отталкивающе, однако, соединяя их, можно добиться интересных звучаний.

Также звук любого инструмента состоит из трёх фаз: атаки (начальной фазы), поддержки (фаза образования звука) и затухания (уменьшение сигнала), благодаря чему можно работать со временем и регулировать скорость фаз, чтобы получить нужный звук.

«Сегодня основной способ написания музыки – с помощью сэмплов или синтезаторов. Даже звуки оркестра в большинстве случаев – это качественные сэмплы, но не «живая» запись музыкантов. Сейчас на рынке есть огромное количество синтезаторов и сэмпл-производителей, а умение играть на инструменте стало не настолько приоритетным, как музыкальная грамотность, чувство вкуса, актуальность в музыкальных предпочтениях и умение работать в DAW-программах», — подытожил Никита Дёмин.

«Энергия науки» – проект, созданный сетью ИЦАЭ, чтобы знакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями и формировать у аудитории широкую картину современной научной жизни. Вход на все события проекта бесплатный.