Телемост «Наука в мемах» соединил Томск, Красноярск и Новосибирск
Томск
06 сентября

Телемост «Наука в мемах» соединил Томск, Красноярск и Новосибирск

Как можно интересно рассказать о науке с помощью мемов? 5 сентября гости Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска, Красноярска и Новосибирска узнали ответ на этот вопрос в ходе телемоста «Наука в мемах», соединившего три сибирских города.

«Наука в мемах» – научно-популярное шоу, в ходе которого эксперты комментируют научные мемы на различные темы и объясняют, какие явления стоят за юмористическими картинками. Гостей телемоста ждали мемы на темы психологии, филологии и физики.

Первое выступление было посвящено наукам, изучающим человеческий мозг. Нейропсихолог из Новосибирска Анна Яшанина, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики и соавтор книги «Возрастная нейропсихология», рассказала об истории нейропсихологии – сравнительно молодой науки, появившейся в результате наблюдений за людьми, перенёсшими операцию на мозге или получившими его повреждения.

Сейчас нейропсихология – активно развивающаяся наука, находящая применение в разных сферах. Например, она может помочь в диагностике и лечении неврологических заболеваний или травм головного мозга.

Нейропсихологи могут проводить тесты и оценивать когнитивные функции пациентов, чтобы определить степень повреждения мозга и разработать индивидуальную программу реабилитации.

Нейропсихология также играет важную роль в образовании. Она помогает учителям понимать, как различные стили обучения связаны с работой мозга. Это позволяет создавать более эффективные методы обучения, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ученика.

Кроме того, знания из области нейропсихологии могут помочь повысить эффективность работы и производительность труда. Знания об особенностях мозга позволяют понять почему в определённые моменты человек способен легко себя контролировать и выполнять большой объем работы, а иногда наоборот быстро устаёт, теряет концентрацию и самоконтроль.

Вечер продолжился разговором о лингвистике. О том, как лучше понять науку о языках с помощью мемов, рассказала кандидат филологических наук из Красноярска Анна Трапезникова, доцент кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Из выступления эксперта гости ИЦАЭ узнали о том, что является объектом изучения лингвистов, какие направления в этой науке существуют и как по-разному на один и тот же феномен может смотреть носитель языка и изучающий его лингвист.

Анна Трапезникова рассказала о праиндоевропейском языке – предке всех индоевропейских языков. Он существовал примерно в IV тысячелетии до н. э., но не был письменным. Язык восстанавливается учёными по данным современных языков. К сожалению, вопреки шутке из интернета, выучить праиндоевропейский язык недостаточно для того, чтобы понимать все языки. Так как он является предком только одной языковой семьи, и даже в рамках этой семьи языки очень сильно друг от друга отличаются.

Анна также рассказала гостям ИЦАЭ о падении редуцированных – процессе, который начался еще в период славянской общности и заключался в ослаблении звучания сверхкратких гласных фонем, обозначаемых буквами ъ и ь. Этот процесс оказал значительное влияние на формирование звукового и грамматического строя всех славянских языков, включая русский.

Падение редуцированных в русском языке происходило постепенно. Сначала звуки ъ и ь перестали произноситься в некоторых позициях, затем они исчезли полностью. Это привело к изменению фонетического состава слов и изменению их написания. Например, слово «молоко» раньше писалось как «мълъко», а теперь мы пишем его без буквы ъ.

Завершился вечер мемами, посвящёнными ядерной физике и атомной энергетике. Ими с гостями ИЦАЭ поделился томич Иван Лебедев, сотрудник исследовательского реактора Томского политехнического университета. Он показал, что при помощи юмора можно лучше понимать даже такие сложны процессы и явления, которые изучает ядерная физика.

В своём выступлении Иван рассказал о разных способах применения знаний и технологий, которые накоплены за годы изучения атомных ядер и происходящих с ними процессов. Сегодня эти процессы можно использовать не только для получения энергия на АЭС – они помогают в медицине, селекции растений, изучении космоса и других сферах нашей жизни.  

Телемосты регулярно проходят в сети ИЦАЭ, объединяя аудитории нескольких городов. Их участники могут пообщаться с экспертами из других регионов, друг с другом, а также познакомиться с последними новостями науки и технологий.