«Наука в мемах» объединила Курск и Ростов-на-Дону
Курск
27 июня

«Наука в мемах» объединила Курск и Ростов-на-Дону

Comedy science show «Наука в мемах» в формате телемоста объединило 26 июня аудитории и экспертов Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) Курска и Ростова-на-Дону.

«Наука в мемах» — это научно-популярное ток-шоу, в ходе которого эксперты делятся любимыми юмористическими научными картинками, рассказывают, в чём заключается смысл шутки, и объясняют, какие явления и термины стоят за ними. На суд зрителей были представлены мемы, посвящённые физике, композитным материалам, генетике и химии.

Ток-шоу открыл Богдан Проценко — лаборант-исследователь Международного исследовательского института интеллектуальных материалов Южного федерального университета. С первых минут стало ясно: за мемами скрываются серьёзные физические явления — от эффекта Доплера (в том числе в контексте расширения Вселенной) до фазовых переходов. Участники телемоста узнали, как в хаотичных системах возникают аттракторы — устойчивые режимы поведения, почему для описания движения важны не только положение, но и скорость, и как из этого формируется фазовое пространство. Прозвучали примеры из теории хаоса Лоренца, топологии и такой, казалось бы, простой темы, как разница между массой и весом.

«Есть физические величины, которые можно повернуть на 360 градусов — и они будут такими же, — пояснил Богдан. — А есть такие, как спин электрона. Вроде бы всё выглядит так же, но на самом деле это уже не то же самое. Чтобы спин вернулся в исходное состояние, его нужно повернуть на 720 градусов».

О том, что скрывается за производством композитных материалов, рассказала менеджер по корпоративной культуре НПО «Композит» Маргарита Смирнова. Слушатели узнали, почему в этом деле важна точность буквально до грамма, как именно вальцовщик — последний на этапе обработки — первым выявляет ошибки в составе смеси, и чем может обернуться нарушение рецептуры. Например, если в резиновую смесь добавить слишком много технического углерода, она становится вязкой, теряет обрабатываемость, а готовое изделие оказывается не упругим, а излишне твёрдым.

«Иногда кажется, что, если добавить побольше «полезного» компонента, результат будет лучше, — отметила Маргарита, — но всё наоборот. Баланс — это основа. Вся суть работы с материалами в том, чтобы через тонкую настройку состава и процесса добиться нужных свойств».

Генетику с научной точностью и увлекательными примерами раскрыла Ольга Арамова, кандидат биологических наук, научный сотрудник ЮНЦ РАН. Слушатели узнали, чем отличаются полигамные полёвки от моногамных, почему важно правильно уравновешивать пробирки в центрифуге, и почему митохондрии — органеллы, которые служат «энергетическими станциями» клетки — наследуются только по материнской линии.

Также участники с интересом услышали объяснение, как работают ДНК-тесты на отцовство. «У человека геном совпадает с геномом соседа примерно на 99 %, — пояснила Ольга. — Но именно оставшийся один процент и содержит всё то, что делает нас разными. Когда в тестах говорят: «отцовство подтверждено на 99%», речь идёт о совпадении по этим ключевым участкам — там и кроются различия».

Прозвучала и история о том, как в Австралии когда-то перепутали отпечатки пальцев человека и коалы — результат конвергентной эволюции, явления, при котором у неродственных групп организмов независимо формируются внешне схожие признаки.

Инженер Научного центра инфохимии Университета ИТМО и победитель турнира «Научные бои» в Курске Данила Ермолин посвятил своё выступление мемам о химии — с фактами, которые удивляют и заставляют иначе взглянуть на привычные вещи. Слушатели узнали, что горение с точки зрения химии — это процесс окисления, поэтому шутка «химики на работе не выгорают — они окисляются» имеет под собой научную основу. Данила рассказал, почему некоторые металлы способны самовоспламеняться и требуют хранения под защитными куполами, как трансурановые элементы существуют лишь доли секунды после синтеза, и что такое дентантность — способность атома координировать на себе химические соединения и формировать сложные структуры.

«Электрон часто представляют как крошечный шарик, который вращается, — пояснил Данила Ермолин, — но это неверно. Если бы у него была стенка, она должна была бы состоять из чего-то меньшего, чем сам электрон, а это невозможно: электрон — фундаментальная частица, мельче ничего нет. А спин — это не вращение, а проекция внутреннего квантового свойства, отражённая в четвёртом квантовом числе».

Перед выступлениями спикеров гостей телемоста ждала викторина: участникам предлагали короткие истории из жизни великих учёных — неожиданные факты, курьёзные случаи и гениальные озарения. Задача гостей была угадать, о ком идёт речь.

Участница из Курска Алина Босова отметила: «»Наука в мемах» — идеальный пример того, как можно говорить о серьёзных вещах легко, весело и эффективно. Получила море позитивных эмоций, узнала много нового и вместе с другими участниками угадывала, с каким учёным связана очередная забавная история. Больше всего удивил и запомнился случай про Курчатова и чёрную кошку. Огромное спасибо за организацию такого нестандартного и полезного события! Вы делаете невероятно важное дело – популяризируете науку среди самой разной аудитории, и делаете это блестяще. С нетерпением жду новых мероприятий!»

Поделилась впечатлениями и участница телемоста из Ростова-на-Дону Наталья Павлушкина: «Я впервые попала на «Науку в мемах» — и это был невероятный опыт! Оказалось, что через смешные картинки и абсурдные сравнения можно объяснить даже самые сложные научные концепции. Физика, химия, генетика внезапно стали ближе и понятнее. Но главное — это атмосфера! Когда учёные с горящими глазами объясняют сложные вещи через мемы, наука перестаёт быть чем-то далёким и становится частью жизни. Отдельный восторг — видеть столько людей, которым действительно интересно слушать про нанотехнологии, генетику и прочие «страшные» темы!»

Телемосты регулярно проходят в сети ИЦАЭ, объединяя аудитории нескольких городов. Их участники могут пообщаться с экспертами из других регионов и познакомиться с последними новостями науки и технологий.