«Мотивируйте через исследования!»: во Владимире прошла серия встреч Любови Стрельниковой и Генриха Эрлиха со студентами, школьниками и педагогами

«Мотивируйте через исследования!»: во Владимире прошла серия встреч Любови Стрельниковой и Генриха Эрлиха со студентами, школьниками и педагогами
29 и 30 сентября в информационном центре по атомной энергии города Владимира и Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых состоялась серия встреч и мастер-классов от ведущих российских популяризаторов науки — главного редактора журнала «Химия и жизнь», писателя Любови Стрельниковой и доктора химических наук, писателя Генриха Эрлиха.
ИНТРИГИ И ТАЙНЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЬ ДЕТСКОЕ ВНИМАНИЕ
Встречи прошли в рамках глобальной программы «Мастерские инноваций», инициаторами которой стали госкорпорация «Роснано» и Фонд инвестиционных и образовательных программ. Мероприятия проекта во Владимире прошли при участии сети информационных центров по атомной энергии.
29 сентября в 10,30 в информационном центре по атомной энергии в федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки» состоялся мастер-класс «Наука и технологии в школе» для школьных педагогов и преподавателей вузов.
«В 20 российских городах в ближайшие 2–3 года планируется создать „Мастерские инноваций“ — клубы, объединяющие популяризаторов науки. И это будут площадки, аккумулирующие последние научные достижения, где будут проходить мастер-классы, проекты по популяризации естественных и точных наук, интерактивные шоу. Надеюсь, что одной из площадок „Мастерских инноваций“ во Владимире станет информационный центр по атомной энергии», — сказала Любовь Стрельникова.
Рассказывая о способах повышения мотивации школьников и студентов, Любовь Стрельникова процитировала Нобелевского лауреата по химии Роалда Хоффмана: «Лучший способ мотивации — ранний исследовательский опыт, деятельность. Российская система образования — лучшая в мире, потому что дает школьникам возможность такой деятельности».
По мнению Любови Стрельниковой, желание разгадать тайну и удивление — это то, что привлекает к научным исследованиям и познанию человека любого возраста, поэтому в качестве средства, вызывающего интерес к самым скучным темам, Любовь Николаевна предложила свою разработку — интерактивное шоу «Следствие ведут химики». Шоу организовано как цепь детективных историй, разгадку которых должны найти участники.
«История — это спусковой крючок, повод поговорить на темы, касающиеся физики, химии, биологии, культуры в целом, и это безумно интересно, — пояснила Любовь Стрельникова. — А деятельность — это не только то, что мы делаем руками. Это, прежде всего, умственная деятельность, когда мы заставляем мозги работать, крутиться, дети начинают думать, выдвигать разные версии, спорить».
Еще один способ заинтересовать детей и заодно проверить, насколько хорошо усвоена тема, — предложить им подобрать к пройденной теме образ. Например, на что похоже электромагнитное поле? Способность подбирать образы и развивает воображение, и включает эмоциональную составляющую, благодаря которой запоминание идет более качественно.
Комментируя мастер-класс, Генрих Эрлих подчеркнул: «Детей можно увлечь детективной историей. Это повышает их дисциплинированность, самооценку, ведь в процессе обсуждения принимаются абсолютно все версии. И даже самый простой эксперимент в свете детективной истории выглядит совершенно по-новому».
Андрей Владимирович Малеев, доктор физико-математических наук, преподаватель ВлГУ, остался доволен участием в мастер-классе: «Такие встречи, несомненно, полезны. Это один из маяков, к которым нужно стремиться в работе. Может быть, кто-то из студентов, посмотрев эти шоу и презентации, пойдет работать в школу».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЫВОК АТОМНОГО ПРОЕКТА
Следующим этапом погружения в науку стала лекция Генриха Эрлиха «Жизнь в технологическом рывке», которую он прочитал для студентов Владимирского государственного университета. На примере реализации атомного проекта в СССР и США Генрих Владимирович убедительно показал все необходимые этапы для успешного технологического рывка. Первый этап — это своеобразный задел: открытия и научные разработки по теме. В истории атомного проекта СССР таким заделом стали открытие профильных институтов в 1918 и 1922 годах, разработка теории радиоактивного распада в 1928 году, представление о природе ядерных сил, сформулированное И. Е. Таммом, открытие Г. Н. Флеровым спонтанного деления ядер урана, другие важные научные разработки.
Второй этап — наличие необходимости в этом технологическом рывке. Для СССР эта необходимость возникла после создания атомной бомбы в США и трагедии Хиросимы и Нагасаки. Интересным и неожиданным фактом для студентов стало то, что чертежи американской атомной бомбы не были украдены советскими спецслужбами: их совершенно добровольно передали СССР американские исследователи, которые считали, что наличие атомной бомбы у СССР создаст стратегическое равновесие в мировом масштабе и позволит сохранить мир. Кроме того, для успешного технологического рывка необходимы правильный выбор менеджера и научного руководителя проекта, обеспечение режима секретности, создание новых отраслей промышленности и концентрация усилий.
По мнению Генриха Эрлиха, главным технологическим рывком 21 века являются нанотехнологии. Их принципиальное отличие от предыдущих технологических рывков заключается в том, что в прошлом целью такого рывка было создание конкретного объекта (например, паровой машины в Англии или атомной бомбы в США и СССР), а нанотехнологии объединяют общие для всех областей принципы манипулирования объектами наноразмеров. Освоение нанотехнологий и их применение в промышленности, медицине, других областях возможно при выполнении определенных условий.
В конце лекции 20 студентов изъявили желание принять участие в «Мастерских инноваций».
Завершилась программа первого дня кинопоказом научного документального фильма «Условия, которые мы выбираем».
30 сентября Любовь Стрельникова провела для школьников интерактивное шоу «Следствие ведут химики», которое впервые прошло в информационном центре по атомной энергии в 2013 году, а вечером состоялся очередной кинопоказ для студентов с последующим обсуждением.
Энергия науки — федеральный проект информационных центров по атомной энергии, выездные сессии которого проходят в 16 регионах присутствия сети. С последними научными открытиями и актуальными форматами ее популяризации жителей страны знакомят ведущие российские ученые и научные журналисты.
Информационные центры по атомной энергии — уникальные коммуникативные платформы для школьников, их родителей, студентов и педагогов. Основные задачи центров — просвещение в области атомной энергетики, популяризация науки и инноваций.