Мозг человека: вчера, сегодня, завтра. Об эволюции мозга рассказал обнинцам Станислав Дробышевский
Обнинск
30 ноября

Мозг человека: вчера, сегодня, завтра. Об эволюции мозга рассказал обнинцам Станислав Дробышевский

Когда человеческий мозг стал таким умным? Как это происходило, по каким причинам и откуда мы это знаем? И можем ли, зная прошлое, спрогнозировать будущее нашего мозга? Ответы на эти и другие вопросы получили слушатели лекции Станислава Дробышевского «Эволюция мозга: грани будущего», которую организовал 29 ноября Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Обнинска в рамках проекта «Энергия науки».

Мозг – наша гордость и краса! Именно интеллект делает человека человеком. Но не всегда наши предки были такие разумные. Надобности и сложности жизни предков задали размер и форму, строение и качество нашего главного органа. Предки решали мозгами свои проблемы, а мы используем тот же мозг для совершенно новых задач. Об этом и многом другом рассказал Станислав Дробышевский – антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, научный редактор научно-просветительского портала antropogenez.ru.

«Первая тенденция эволюционная – сравнительно-анатомическая. Если смотреть на эволюцию наших предков, то мы увидим, что всегда на первом месте по темпам эволюции были зубы. На втором месте – руки и ноги, потому что надо либо добежать до еды, либо убежать от того, кто нас считает едой. И только на третьем месте, по остаточному принципу, будут мозги. Без мозгов жить можно. Растения живут без нервной системы, как и куча животных с неразвитой мозговой системой. На любом этапе эволюции мы видим эту градацию, что сначала зубы, потом конечности и только потом мозг. В связи с этим есть надежда, что наш современный мозг ещё не дошёл до кондиции, так как зубы, руки и ноги у нас уже давно сформировались. Хочется верить, что наши мозги ещё смогут эволюционировать», — отметил Станислав Дробышевский.

Рассказывая про другие тенденции эволюции, антрополог отметил, что если рассматривать эволюцию именно мозга на любом этапе, то можно заметить, что вначале всегда увеличивались сначала размеры, а потом уже менялось строение. Связано это с тем, что увеличение размера – это синтез белка, а усложнение строения – это сложный процесс, включающий клеточные мутации. Если заглянуть непосредственно внутрь мозга, то можно заметить ещё одну тенденцию. Сначала менялась лобная доля, которая отвечает за самосознание. Внутри лобной доли также есть надкраевая часть, отвечающая за речь. Следом за лобной развивалась теменная доля, отвечающая за координацию разных органов чувств между собой и в целом трудовую деятельность. На третьем месте – височная доля, позволяющая человеку распознавать звуки, живые объекты, отличать их друг от друга. Последней в эволюционном плане развивалась затылочная доля, занимающаяся зрением. Если сравнивать современного человека с предками 30 тысяч лет назад, то нынешняя затылочная доля меньше, чем у предков, что связано с меньшей актуальностью этой способности.

«Лекция была очень интересная и познавательная. Увидеть вживую Станислава Владимировича было изумительно. Он как лектор выше всех похвал. Было видно, что всем интересно. Лекция вызвала сильный ажиотаж у большого количества людей, до последнего никто не хотел расходиться. Особенно запомнилась корреляция сравнительного научения у разных животных. Было интересно узнать, что шимпанзе в этом плане показывали лучше результаты, чем некоторые дети. Но узнать, что есть животные, которые в принципе не обучаемы, было самым необычным. Таким животным оказалась тупайя», — поделился впечатлениями гость ИЦАЭ Антон Прокопцов.

Отвечая на вопросы зрителей, Станислав Дробышевский отметил, что практическая значимость популяризации науки заключается в привлечении новых людей в науку. Благодаря этому человечество может продолжать эволюционировать и жить.

«Энергия науки» – проект сети Информационных центров по атомной энергии, главная идея которого заключается в формировании у аудитории широкой картины современной научной жизни. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.