Можно ли возродить мамонта, узнали красноярцы на «ИЦАЭ OPEN: радиация, мамонты, гены»
Красноярск
12 июля

Можно ли возродить мамонта, узнали красноярцы на «ИЦАЭ OPEN: радиация, мамонты, гены»

Какие животные обитали в Сибири много миллионов лет назад и можно ли возродить вымершие виды, узнали 11 июля гости тематического вечера «ИЦАЭ OPEN: радиация, мамонты, гены» в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска.

Вечер начался с открытия уникальной выставки Музея геологии центральной Сибири GEOS, на которой была представлена палеонтологическая коллекция экспонатов. Юные и взрослые посетители смогли рассмотреть разрозненные элементы скелета и зубы древних животных, а также с помощью дозиметров измерить их радиационный фон. Самый высокий показатель, который всё равно является безопасной нормой, был у плечевой кости плезиозавра – 0,40 мкЗв /ч.

Продолжил вечер палеонтолог, специалист Музея геологии центральной Сибири Яков Колесников лекцией, посвященной динозаврам, которые жили на сибирской земле, а также существам, которые были здесь задолго до них.

«Красноярский край прославился тем, что здесь был найден (всё ещё единственный в стране) первый полный (почти полный – без головы) скелет стегозавра, – поведал спикер. – Также на территории края обитал длинношеий динозавр маменчизавр, питавшийся растениями на верхнем ярусе, то есть ощипывал кроны деревьев. Долгое время считалось, что наши маменчизавры были довольно скромного размера, метров до 15. В отличие от китайского маменчизавра, у которого 15 метров могла быть одна только шея. Но несколько дней назад мы обнаружили очень крупный фрагмент ребра в Шарыповском округе, который принадлежал завроподу. Поэтому вполне вероятно, что мы недооценивали размеры наших маменчизавров, скорее всего, они были гораздо-гораздо больше».

Завершился вечер выступлением Наримана Батуллина, кандидата биологических наук, заведующего лабораторией генетики развития Института цитологии и генетики СО РАН. Он рассказал, как производится клонирование животных, для чего его применяют сейчас.

«Сейчас клонируют уже много всяких животных, около 20 видов: кошек, собак, коров, верблюдов. На самом деле, каждый желающий может это сделать за определённую сумму. Нужно отметить, что можно клонировать генетически, но фенотипически повторить полностью невозможно, например, окрас кошки у клона будет отличаться от окраса донора, – объяснил спикер. – Как происходит собственно клонирование: внутрь безъядерной яйцеклетки вводят ядро клетки донора, потом переносят в матку, дальше развитие происходит знакомым нам образом».

О том, возможно ли клонировать мамонта из найденных останков животного, Нариман тоже рассказал. «Что же касается мамонтов, дето в том, что ДНК рвётся, ломается, особенно после 28000 лет нахождения в вечной мерзлоте. Геном мамонта – это 6 миллиардов пар нуклеотидов, букв, из которых состоит наша ДНК. Средний размер фрагмента у найденного образца, который используется для клонирования, 200 нуклеотидов. Путём нехитрых математических вычислений можно посчитать, что ДНК разрушилась на 30 миллионов фрагментов. Это всё равно что перемолоть вазу в муку и потом пытаться её восстановить. А это невозможно сделать».

Гостья центра Светлана Рафикова поделилась впечатлениями после мероприятия: «Мне очень понравилось! Хотя я темой динозавров не очень углубленно интересуюсь, но с музеем GEOS я знакома. И вот эта коллаборация научного и музейного мне очень понравилась. Прекрасные спикеры. Материал-то достаточно сложный, а публика очень разная, но тем не менее всё интересно: и яркие картинки, и динамичная речь, и чувство юмора, и отсылки к разным узнаваемым ситуациям, к разным поколениям. Я ещё для себя узнала много нового, например, что Торгашинский хребет – это древнее море. Спасибо!»

ИЦАЭ Красноярска регулярно организует мероприятия различных форматов для любителей науки. Гости могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов. Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные.