Люди, льды и ледоколы: калининградцы познакомились с наставником Атомфлота Евгением Ходусом.
Как построить карьеру в атомном флоте и чем так манит Арктика, узнали калининградские студенты морских колледжей и вузов, школьники и взрослые. Публичный разговор с Евгением Ходусом о профессии инженера-механика атомных ледоколов состоялся 29 ноября в традиционном для сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) формате «Профпримерки».
«Как попасть на атомный флот и остаться там?» — спрашивали студенты Калининградского морского рыбопромышленного колледжа. «Сейчас всё проще: пишешь в раздел вакансий на сайте Росатомфлота и ждешь ответа, — рассказал Евгений Ходус. — А вот я в свое время проделал путь от Одессы и Кишинёва до Дальнего Востока и Мурманска. И попал на атомный флот, можно сказать, по воле случая».
Любовь к морю юному Жене привил отец, который был моряком и в свободное время ходил под парусом вместе с сыном. Навыки управления парусником пригодились Евгению в одном из самых сложных случаев зимней проводки судов спустя много лет. Образование Ходус получил во времена Советского Cоюза в Одессе и как один из лучших выпускников получил распределение на Дальний Восток. «Мы испытывали новые сепараторы очистки льяльных вод (судовое оборудование, предназначенное для отделения нефтесодержащих фракций от льяльных вод машинного отделения перед откаткой их за борт), это был 1985 год».
Служба на Дальнем Востоке была важной и увлекательной, но также связанной с длительным расставание с семьей – вахта составляла целый год и лишь 2 месяца отпуска можно было проводить дома. Так возникла мысль поискать вакансию в пароходстве Мурманска, и Евгений отправился в самый северный порт страны.
«Мест в пароходстве по моей специальности не было, но я, буквально проходя по коридору, увидел объявление о том, что требуются механики на атомный флот, и подал заявку. В результате попал на атомный ледокол «Таймыр». В первую очередь мне, конечно, хотелось посмотреть на атомный реактор, и это было первое, о чём я спросил, когда поднялся на борт», — вспоминал спикер.
Евгений Анатольевич отметил, что, когда пришел на ледоколы, сразу почувствовал, что здесь квалификация гораздо выше – подготовка к любой должности после института занимает от пяти до восьми месяцев. Заниматься надо каждый день, без выходных, во время работы идет стажировка, а на изучение тратится личное время. «На «Таймыре» я шел от стажера до старшего механика по всем должностям и старшим механиком стал в 2007 году — через 17 лет».
Евгений Ходус проработал за пультом атомного реактора в разных должностях в общей сложности девять лет: «Эта должность не по выслуге лет, а по уровню: четвертый механик заведует котлами, водой, пресной водой, третий механик — аварийными дизелями, компрессорами, второй механик ведает турбинами. Все это через обучение и экзамены, через большую практику. Потом он становится оператором и только потом — командиром вахты за пультом всей установки. Каждые пять лет надо менять диплом, и так у нас работают все: постоянный тренинг и напряженные мозги».
«А что там, на ледоколе, с отношениями между людьми? А если вдруг дома проблемы, отпустят?» — задавали вопросы курсанты. Бывший главный инженер-механик атомных ледоколов «Урал», «Вайгач» и «Таймыр», заслуженный наставник отрасли приводил случаи из жизни на ледоколе и обращал внимание на то, что руководить – это не раздавать поручения, не замечая людей. Каждый случай в семье, дома может сказаться и на здоровье, и на атмосфере в коллективе и на работе подчиненного. Тут важно вовремя заметить, что у твоего товарища есть проблема, не отворачиваться, говорить открыто, подставлять плечо и делиться опытом: «Был случай – девушка одного моего механика не дождалась его с вахты. Он хотел немедленно рвануть к ней, уйти с ледокола. Ну, сели, разложили все обстоятельства по полочкам. Сейчас он в элите ледокольного флота – большой профессионал».
Гражданский атомный флот России единственный в мире. В стране строятся и спускаются на воду новые ледоколы серии 22220 на Балтийском заводе в Санкт Петербурге, заложена верфь во Владивостоке , где будут строится ледоколы серии «Лидер». Они крошат трехметровый лед (старые ледоколы брали лед до 1,8 метров). Новые ледоколы типа «Арктика» имеют автономность плавания до семи лет по периодичности перезагрузки топлива и шесть месяцев по запасам провизии. На судах проекта 22220 используется реакторная установка «РИТМ-200», ее разработчиком является «Атомэнергомаш» (входит в состав «Росатома»). Она включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Это на 24МВт мощнее реакторных установок для ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», на которых работал Евгений Анатольевич, и в 1,5 раза компактнее. На судостроительном комплексе «Звезда» (Дальневосточный центр судостроения и судоремонта), строится еще более мощный ледокол проекта 10510 «Лидер». Его длина – 209,2 м, скорость по чистой воде 23 узла, а ледопроходимость 4,31 м.
«А как справиться с холодом» — раздается вопрос из зала. «К нему привыкаешь», — говорит Ходус, — К тому же на ледоколе есть всё, чтобы поддерживать физическую форму и здоровье: спортивный зал, бассейн, сауна. Природа Арктики такова, что красоты её не отпускают даже во сне. Сила, просторы, мощь, полярные сияния, а еще белые мишки и птицы на Земле Франца Иосифа — это всё становится прямо родным».
Своим впечатлением от беседы поделился старшина первого курса Калининградского морского рыбопромышленного колледжа Егор Полупанов: «Встреча с таким человеком показывает, какую важную работу совершают люди во флоте. Был приятно удивлен, что на встрече также присутствовали не только курсанты, но и обычные люди. Хотим еще раз увидеть Евгения Анатольевича у нас в Калининграде и также «по-отечески» побеседовать. Особенно хотелось бы узнать о работе с атомным реактором, это, как нам показалось, была одна из самых запоминающихся частей вечера».
Открытая встреча с Евгением Ходусом, ветераном атомного ледокольного флота, экс-советником Генерального директора ФГУП «Росатомфлот», работавшим в должности главного инженера-механика на ледоколах «Урал», «Вайгач» и «Таймыр», прошла при поддержке и на площадке партнеров и друзей Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда – Точки кипения Калининградского государственного технического университета (КГТУ).