Любовь, литий и нейроны: в Ростове-на-Дону обсудили новости науки
«Нейроны в пробирке научились играть в пинг-понг», «Учёные смоделировали полëт чайки», «Археологи нашли захоронение двух влюблëнных» — такими заголовками пестрили научные новостные СМИ в последнее время. Эти и другие новости из мира науки обсудили на устном журнале «Язык Эйнштейна», который 20 октября провёл Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону.
Совсем недавно всё научное сообщество потрясла новость о том, что нейроны в тарелке научились играть в компьютерный пинг-понг. Её прокомментировала Татьяна Сердюк, кандидат биологических наук, нейробиолог, доцент кафедры биоинженерии Донского государственного технического университета. В исследовании использовались нейроны мышей и людей. Но как учёные смогли получить человеческие нейроны в обход биологической этики? Спикер пояснила, что с помощью некоторых манипуляций соматические клетки, полученные с помощью биопсии или соскоба, превращали в специальные стволовые клетки, которые позже, под воздействием специальных факторов развивались уже в нейроны.
В тарелке нейроны были поделены на два типа: моторные и сенсорные. Сенсорные выполняли функцию «input»: они воспринимали информацию, а моторные отвечали за «output» и двигались.
С помощью электродов такую нейромассу удалось научить играть в компьютерный пинг-понг. Всё очень просто: нейроны могли управлять платформой, отбивающей виртуальный мячик, и когда платформа мячик «пропускает», нейронам подаётся непредсказуемый сигнал, который человек назвал бы «неприятным». В противоположном случае подавался предсказуемый «приятный» сигнал. Таким образом, всего лишь за 5 минут учёные смогли научить биомассу из нейронов играть в пинг-понг. В будущем эту технологию можно будет использовать вместо уже ставших привычными компьютерных нейронных сетей.
Также Татьяна прокомментировала новость о том, что учёные разработали игру, которая помогает пожилым людям с развитием памяти. На самом деле, заголовки не совсем точны: учëные провели исследование, где сравнивали людей, игравших в игру «Ritmicity» (она обучает игре на барабанной установке) и в игру, где нужно запоминать некоторые объëмы текста. Последующая электроэнцефалография показала, что у людей, которые играли в музыкальную игру, память (особенно кратковременная) улучшилась. Если продолжать такие исследования, то игры могут стать одним из элементов предупреждения и терапии деменции.
Вторым спикером стал Станислав Кубрин, ведущий научный сотрудник лаборатории Мёссбауэровской спектроскопии отдела аналитического приборостроения НИИ физики Южного федерального университета. Он рассказал о том, что учёные смогли смоделировать полёт чайки.
На самом деле, это очень сложно, намного сложнее, чем смоделировать полёт самолёта: самолёт, в отличие от птицы, не меняет своих размеров и аэродинамических параметров.
«Птица может стать чуть короче, сжать крылья, расправить их, прижать хвост — и всё, другая птица с точки зрения физики! Именно поэтому для моделирования полёта птицы нужно создать столько дифференциальных уравнений, что это казалось просто невозможным», — объяснил Станислав.
Но зачем нужно моделировать полёт птицы? Чайки и альбатросы прекрасно планируют и очень манёвренные, что полезно для беспилотников самолётного типа: они достаточно медленные, и конструкторы ищут системы, благодаря которым их можно будет сделать более манёвренными.
Как итог, группа американских учёных всё-таки смогла создать точную модель, хорошо согласующуюся с реальностью.
Новости археологии прокомментировал Михаил Русаков, младший научный сотрудник лаборатории археологии Южного научного центра Российской академии наук. Он рассказал о парном захоронении, которое недавно нашли археологи. «Влюблëнные заперты в вечных объятиях» — именно так звучал заголовок новостной статьи.
Вполне возможно, что эти «влюблëнные» и вправду были таковыми, но Михаил пояснил, что любовь — не единственная причина, по которой создавались парные захоронения.
К примеру, после смерти скифского царя умерщвляли его глашатая, конюха и других подданных. Так как в те времена у этого народа практиковалось многожëнство, среди вдов проводился конкурс на лучшую жену. Победительницу отправляли в иной мир вместе с её мужем. Тогда считалось, что, будучи похороненной рядом с царём, в загробном мире девушка станет царицей.
Особенно забавная ситуация произошла с двумя скелетами, которых журналисты прозвали «Влюблëнными из Модены». В конце концов, оказалось, что скелеты принадлежали двум мужчинам.
Михаил также рассказал о трубочках для питья с датировкой около 5 тысяч лет — настолько это древнее изобретение. Они имели длину около метра и использовались для хмельных напитков — именно это учёные поняли после химического анализа внутренней поверхности полых трубок. До этого археологи считали, что это скипетры. Судя по всему, такие трубочки, как и сам напиток, использовались в ритуалах.
«“Язык Эйнштейна” просто поразил меня! Так ярко и живо о науке мне не доводилось слышать. У меня было очень много вопросов, на которые мне в очень доступной форме ответили спикеры», — поделилась Полина Бринза, научный волонтёр ИЦАЭ.
«Язык Эйнштейна» — один из постоянных форматов ростовского ИЦАЭ. Учёные из самых разных сфер обсуждают последние новости науки.