«Кругом вода»: калининградцы изучили водные объекты региона и проверили качество воды
Узнать, как вода оказала влияние на культурный код Калининградской области и как определить качество воды дома, смогли посетители ИЦАЭ Калининграда в пятницу, 17 ноября, в ходе сетевого проекта «ИЦАЭ OPEN».
В начале вечера посетители сыграли в настольные игры и познакомились с экспонатами «Атомный синтезатор» и макетом АЭС.
Затем выступила инженер-исследователь, специалист по УМР кафедры водных биоресурсов и аквакультуры КГТУ Екатерина Севостьянова.
«В природе не бывает абсолютно чистой воды. С точки зрения химика дистиллированная вода будет самая чистая. С точки зрения микробиолога – та, в которой ничего не выросло. С нашей точки зрения – богатая минералами, вкусная, которую можно пить. В целом вода – универсальный растворитель. В ней всё очень хорошо всё растворяется. И поэтому вода, которая выпадает в осадках, содержит в себе все взвешенные частицы из атмосферы», — рассказала Екатерина.
Вместе с ассистенткой Александрой Василисковой спикеры продемонстрировали заброты – специальные сапоги для отбора проб из водоёмов.
Прямо на водоёме в полевых условиях ученые могут оценить запах, цвет, прозрачность, температуру воды. Для этого у каждого учёного имеется оксиметр (измеряет содержание кислорода), батометр – с двух сторон открытый сосуд, который при погружении переворачивается, захлопывается и позволяет сделать забор с глубины; термометр; диск Секки для определения прозрачности воды – он окрашен в белый цвет, и исследователи смотрят, когда он пропадает из виду при погружении. Специалисты также познакомили зрителей со шкалой цветности – в Калининградской области чаще встречаются водоёмы с водой тёмно-зелёного цвета.
В ходе лабораторного эксперимента исследователи проанализировали воду из аквариума, из-под крана и воду с реактивами на содержание азота и фосфора.
«После добавления реактивов вода должна постоять в лаборатории, а затем её погружают в специальный прибор – спектрофотометр. Но мы будем определять, что называется, на глаз», — уточнила Екатерина.
В пробирках пробы окрасились в синий цвет.
«Синенькое – это фосфат фосфора. Фосфор при добавлении реактивов окрашивает воду в синий цвет. Чем его больше, тем интенсивнее окрашивание. Он способствует активному росту водорослей: когда их много, они начинают размножаться, а затем разлагаться. Его накоплению в водоёмах способствуют сточные воды, в которых есть стиральные порошки, мыло, удобрения», — отметила исследовательница.
Проба воды из-под крана почти не окрасилась – это означает, что содержание фосфора в ней минимальное.
«Много азота аммонийного содержится в корме для рыб. В целом содержание нитритов минимально в воде, так как это переходная стадия цикла его превращения в нитраты. Когда нитритов в воде много – это токсично для рыб, так как нитриты связываются с гемоглобином в крови, и рыбы погибают», — рассказала Екатерина.
Учёные также замерили жёсткость воды. Получилось 5% — это умеренно жёсткая вода.
«Если вода мягкая, то мыло хорошо мылится, но хуже смывается. Мягкая приятнее, но для питья лучше жёсткая, так как в ней оптимальное содержание минералов», — добавила Екатерина.
Затем выступил Андрей Левченков – кандидат географических наук, доцент кафедры туристического бизнеса, географии и пространственного планирования БФУ им. И. Канта. Он рассказал слушателям, что плотность распространения рек в Калининградской области выше среднего по России. «Выше только на Кавказе», — подчеркнул эксперт.
Андрей Викторович отметил, что за 14 000 лет после ухода ледника берег потерял 4 километра. «Их забрало море. Западные течения больше «грызут» западный берег. Но мы можем не волноваться, например, за берег около посёлка Янтарный, так как из-за технологии добычи янтаря Янтарным комбинатом они сбрасывают песок в море, а волнами его приносит», — рассказал спикер.
Ещё население Пруссии думало, каким образом укрепить берега и защитить от волн часть суши. «Человек полагал, что умнее природы: люди построили широкую стену из природного камня на мощном фундаменте в море для защиты берегов. А в январе в 1905 году около нынешнего посёлка Янтарный сильным штормом море снесло стену и выбросило разрушенные части на берег», — пояснил Андрей Левченков.
Спикер уточнил, что в Зеленоградске и Светлогорске неправильно называть сооружения из брёвен, вкопанных по кромке воды, волнорезами.
«Эти защитные гидротехнические сооружения от волн называются буны. Как правило, буны заканчиваются там, где резко возрастает глубина моря. Чем длиннее буны, тем дальше друг от друга их можно ставить. А волнорезы строят на некотором расстоянии от берега параллельно ему. Они не примыкают к берегу и принимают энергию волн», — отметил эксперт.
Андрей Левченков рассказал историю постройки Полесского канала: «В 1671 году у курфюрста Бранденбурга не было денег на постройку канала, а он был необходим для судоходства. Поэтому он заключил договор с генералом Филиппом фон Кьезе на осушение и заселение северо-востока и на строительство искусственного канала, соединяющего реки Дейма и Гильге. Вдоль канала шла дорога – она называлась бечевник. По ней лошади тащили лодки, но только в летний период. Зачем был нужен канал параллельно линии залива? Залив мелкий, и если на нём происходит волнение, то в результате судно может перевернуться и утонуть. Яркий пример оставшегося в Калининграде бечевника – это Правая набережная, по которой также тащили суда. У кораблей, которые ходили по этому каналу, были особые правила передвижения. Например, если встречались два судна, которые шли в одну сторону, то уступал тот, который не был гружён. Также вы можете заметить небольшую выемку – это так называемая зимняя стоянка, где плавательные средства оставляли, когда канал покрывался льдом».
Программа «ИЦАЭ OPEN» проходит в Калининграде еженедельно. Жители и гости города могут стать участниками лекториев, научно-популярных ток-шоу и мастер-классов, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, а также обсудить с учёными и популяризаторами науки интересующие их вопросы.