Криминалистика стала главной темой проекта «Энергия науки» в Калининграде
Калининград
03 сентября

Криминалистика стала главной темой проекта «Энергия науки» в Калининграде

Открытые лекции, погружение в криминалистику, тру-крайм шоу, соединение науки и музыки в «Квадрате эволюции» и многое другое получили участники проекта «Энергия науки», который четыре дня подряд, с 29 августа по 1 сентября, проходил в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда.

В первый день об изменениях, происходящих с телом после смерти, рассказал судебно-медицинский эксперт, автор популярного блога «mossudmed» и научно-популярных книг Алексей Решетун. Он отметил, что тема смерти всегда была интересна людям, ведь это неизбежное событие.

Эксперт рассказал, что посмертные изменения тела можно разделить на две большие группы: ранние и поздние. Ранние изменения помогают определить место и время смерти. К ним, например, относится охлаждение, когда тело может охладиться до температуры окружающей среды. К поздним относятся такие факторы, как различные пятна на теле, изменения его объемов, мумификация и другие. Однако специалист никогда не оценивает время смерти только по одному признаку, а лишь по их совокупности.

Был развеян популярный миф о том, что волосы и ногти умершего продолжают расти и после смерти — эта иллюзия возникает в связи с высыханием тканей и проседанием кожи.

Подробный рассказ о множестве признаков, которые оценивают судмедэксперты в процессе расследования, был проиллюстрирован фотографиями рабочего процесса самого Алексея Михайловича.

Спикер подчеркнул, что каждый из нас хотя бы раз задумывался о смерти, но самое важное — это попытаться прожить свою жизнь максимально достойно.

Второй день проекта прошел в арт-пространстве «Сигнал». В течение двух с половиной часов гости погружались в настоящую тру-крайм историю. Дело Копейского маньяка, который орудовал в Челябинской области более 20 лет назад, с документальной подробностью представил сам участник расследования — Алексей Решетун. Архивные документы, схемы и фотороботы, фотографии мест преступлений, комментарии следователей и свидетелей сопровождали рассказ эксперта. Удивительно, но даже небольшой кусочек нитки синих джинсов может привести криминалистов и следователей к раскрытию серийного убийцы.

«Все те маньяки, которые у нас на слуху, – это люди хитрые, они очень хорошо мимикрируют и выдают желаемое за действительное. В случае с Вячеславом Яиковым («Копейский маньяк») мы имеем трагедию одной семьи, которая стала причиной многих. Диагноз «олигофрения», подкрепленный жестокостью мира, привел к череде ужасных событий», – заключил эксперт.

Своим впечатлением от услышанного поделилась слушательница Анна Семенова: «Дело копейского маньяка — интересный пример работы следствия в маленьких городках страны, где убийства зачастую плёвое дело. Алексей подробно посвятил нас в детали, показал внутреннюю документацию, карты, описания предметов. Чувствуешь, как будто сам расследуешь дело. Спокойное повествование и научные факты понижали градус накала страстей. Лично для меня преодолеть весь этот ужас помогла еще и лекция Алексея Михайловича, которую я прослушала накануне в ИЦАЭ. Факты воспринимались проще, а термины понятнее».

31 августа в ИЦАЭ Калининграда состоялось научно-музыкальное ток-шоу «Квадрат эволюции», в котором сторителлинг, наука и музыка сплелись воедино. За один вечер гости ИЦАЭ услышали сразу три мини-лекции, связанные темой эволюции и развития, увидели культовые виниловые издания и погрузились в космическую музыку 80-х.

Старший инженер лаборатории филогенетики и биохронологии Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Арсений Галимов (Екатеринбург), объяснил слушателям, как работает микропалеонтология и как пожары прошлого меняют настоящее и будущее экосистем.

«Изучать прошлое можно по-разному: по ископаемым остаткам динозавров, по предметам быта древнего человека, по ширине колец деревьев или даже по янтарю. Я же его изучаю по пыльце и углю», – объяснил эксперт.

Дело в том, что пыльца имеет очень плотные и хорошо сохраняющиеся оболочки, переходящие в ископаемое состояние, а микрочастички угля позволяют реконструировать древние пожары. К примеру, на одной веточке сосны может находиться около шести миллионов отдельных пылинок. В идеальном случае эта пыльца попадает в женскую часть цветка и происходит оплодотворение, но всё же большая её часть оседает вокруг (в лужах, на стёклах машин и т. д.). Таким образом, пыльца, попавшая когда-то в озёра, ледники, пещеры или торфяные болота, становится объектом изучения палинологов.

Эволюции татуировки было посвящено выступление лингвиста, переводчика-синхрониста и основателя студии «Молотов Tattoo» Александра Вострикова.

Тату – одно из наиболее ранних проявлений самосознания. В древности татуировки делали практически во всех уголках света — от Японии до Мексики, от скифов Горного Алтая до фараонов Древнего Египта. Рисунки на теле были признаками социального положения и достижений их носителей. Первым популяризатором татуировок в Европе является известный первооткрыватель Джеймс Кук. В 1771 году он привез с острова Таити в Англию не только само слово «tattoo», но и татуированного с ног до головы полинезийца, который вызвал первую волну интереса к узорам на теле. В те времена татуировки стали атрибутом моряков, а среди жителей суши такие вольности позволяли себе разве что циркачи. Эксперт рассказал, что первые татуировки в истории индейских племен Полинезии выполнялись сажей, которую с помощью специального молоточка и острой палочки с акульими зубами вбивали под кожу. Также использовалась техника надрезов, когда в раны втиралась сажа. На рубеже XIX–XX веков татуировка становится популярным увлечением аристократии по всему миру. Например, принц Уэльский во время визита в Японию в 1881 году сделал себе татуировку дракона. Аналогичной обзавелся и последний российский император Николай II.

Важным этапом в эволюции тату-культуры в 1891 году стало появление первой электрической тату-машинки. Это упростило и ускорило процесс нанесения тату.

«За последние пару десятилетий татуировка превратилась в огромную индустрию с огромным количеством стилей. Например, у 30% американцев есть тату, и у большинства из них – не одна. Сейчас татуировка – это способ коммуникации», – рассказал Александр.

Что касается современных отечественных татуировок, спикер отметил, что во многих российских городах много татуированных людей, но с региональной спецификой: в Казани, например, любят наносить на тело героев мультфильмов, а в Сибири чаще наносят татуировки в стиле реализм.

Когда и как человек начал фиксировать звук на материальном носителе и до какого совершенства довел это дело сейчас, рассказал филолог и филофонист Алексей Черняков.

По данным отчёта о доходах Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, продажи виниловых пластинок в 2022 году впервые с 1987 года превысили продажи CD-дисков. Продажи виниловых пластинок росли последние года, а в 2022 году на них пришёлся 71% выручки от продаж физических музыкальных носителей.

Однако едва ли помещик середины девятнадцатого века из российской глубинки мог насладиться любимым треком Моцарта на ночь, если только он не являлся счастливым обладателем оркестра из крепостных (или же сам не играл на музыкальном инструменте). В то время момент восприятия музыки был неотрывен от акта её исполнения. Колоссальным толчком к распространению музыки считается изобретение звукозаписи. В истории культуры это изобретение сравнимо с изобретением печатного станка Иоганна Гутенберга, подчеркнул эксперт. Ведь исполнитель – это конечный и «капризный» ресурс, а «некапризных» пластинок можно сделать (и продать) очень много.

В 1877 году появился первый прибор для записи и воспроизведения звука, который произвёл настоящий фурор в свое время. Фонограф Томаса Эдисона записывал звук механически и не нуждался в электричестве. Спустя 10 лет появился первый граммофон, а в 1907 году мир услышал патефон с пластинками из хрупкого шеллака. С 1925 года на арену вышли электрофоны и виниловые пластинки из поливинилхлорида (ПВХ), отличающиеся особой прочностью. Стоит отметить, что сейчас пластинки научились изготавливать из самых необычных материалов: льда, дерева и даже праха.

Почему винил? Отвечая на этот вопрос, спикер сразу отмёл распространённый аргумент о «тёплом ламповом звуке». Винил, например, не звучит лучше компакт-диска, так как у диска частотный диапазон технологически намного больше винила. Но винил звучит иначе и считается, что он лучше приспособлен для человеческого уха. А вот более низкие и высокие частоты с дисков оказываются неприятны. Также, говоря о выборе в пользу винила, спикер отметил эстетическую часть: красоту формы/цвета самой пластинки и её обложки.

«Винил – это тоска по материальному в мире, который вроде бы и так максимально материален, но нам порой не хватает душевных и тёплых ритуалов. Количество действий, которое мы вынуждены совершать, когда слушаем винил, оказывается нам нужным и важным. Это тайна приобщения к музыке – нельзя просто запустить пластинку и пойти заниматься своими делами. Ты знаешь, после какого трека пластинка закончится, чтобы её перевернуть», – завершил свой рассказ Алексей Черняков.

Началось и закончилось выступление филофониста треками на виниле, связанными с научной фантастикой. Гости ИЦАЭ послушали культовую советскую группу «Зодиак» (композиция «Музыка во Вселенной», посвященную 25-летию советской космонавтики) и первую запись саундтрека к научно-фантастическому мультфильму «Тайна третьей планеты».

Лекция палинолога Арсения Галимова о пыльце и преступлениях прошла 1 сентября в Калининградском зоопарке. Слушателям удалось заглянуть в микромир, узнать, какая бывает пыльца, как её можно извлечь для изучения и где применяется анализ пыльцевых зерен.

Во время лекции аудитория перенеслась в эпоху бронзы и прожила 50 часов вместе с древним пастухом Этци из Альп, известным как «Ледяной человек». Узнала о тайнах перемещения Терракотовой армии и раскрыла серию современных преступлений.

Слушатели узнали, как, используя методы палеопалинологии (науки о древней пыльце) и применяя их совместно с криминалистами, судебные палинологи по двум пылинкам могут помочь полиции найти убийцу ребенка или оправдать несправедливо осуждённого человека.

«Наука постоянно развивается, и каждый год появляются новые горизонты прогресса. Присоединяйтесь к их изучению вместе с командой ИЦАЭ и проектом «Энергия науки»!» — заключил Арсений Галимов.

«Энергия науки» — проект, созданный сетью ИЦАЭ, чтобы знакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах. Идея проекта – дать возможность обычным людям задать вопросы и даже поспорить с учёными, чтобы наука перестала быть для них чем-то далёким и скучным, а приобрела вполне конкретные очертания и лица. Проект позволяет формировать у аудитории широкую картину современной научной жизни.