Красноярские учителя «прокачали» педагогические навыки на фестивале «Атом+»
Красноярск
11 декабря

Красноярские учителя «прокачали» педагогические навыки на фестивале «Атом+»

Фестиваль педагогических практик «Атом+» стартовал 10 декабря в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска.

Красноярск вошёл в число пяти городов, принимающих фестиваль «Атом+», организованный по инициативе просветительского проекта «Homo Science» при поддержке Госкорпорации «Росатом».

Красноярские учителя, воспитатели и наставники получили возможность узнать о внедрении научно-популярных форматов в образовательную деятельность, познакомиться и поработать с ведущими педагогами страны, и обсудить важность увлечения школьников наукой. В серии мастер-классов и лекций педагоги ознакомились с актуальными инструментами для работы и интеграции передового научного знания и разнообразных научно-популярных форматов в образовательный процесс.

Открыла первый день фестиваля профориентационная игротека с различными настольными играми. В ней, помимо фирменных игр сети ИЦАЭ, были представлены настолки из серии «Мир профессий будущего». При помощи таких настольных игр можно проводить различные мероприятия и знакомить учащихся с «Атласом новых профессий», а также достоинствами и недостатками разных специальностей. Сами педагоги с удовольствием провели время за играми «Курьер, прощай», «Компас новых профессий» и «Профессиональное лото».

Официальный старт фестивалю дала панельная дискуссия «Как и зачем популяризировать науку в школах?», модератором которой выступил Иван Карлов, заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования ВШЭ.

В качестве экспертов были приглашены Римма Раппопорт, главный редактор по русскому языку платформы «СберКласс», методист программы «Учитель для России», учитель русского языка и литературы ПФМЛ № 239, преподаватель образовательного центра «Сириус»; Елена Пожиленкова, кандидат биологических наук, доцент, руководитель Центра коллективного пользования «Молекулярные и клеточные технологии» КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России и Михаил Богданов, автор Youtube-канала, телеграм-блогер канала «Про Образование и не только», учитель информатики Школы №564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Эксперты и модератор разбирались, есть ли наука в школах и нужна ли она там. «Понятно, что в школе мы даём лишь кусочек науки. Этот кусочек иногда может противоречить реальности. Это напоминает головоломки, где закрыта часть картинки. Так вот мы можем показать детям школьную закрытую картинку и рассказать, почему это работает так. А можем показать картинку полностью и, несмотря на непонимание, попытаться объяснить, как и почему действует та или иная вещь», — поделилась мнением Римма Раппопорт.

«Школа и наука должны стать соратниками и помогать друг другу. Наличие научного знания даёт возможность выпускникам дальше двигаться по жизни. А в силу того, что научное знание несовершенно, и нам есть, над чем поработать, у детей появляется мотивация», — отметил Михаил Богданов.

«Что важнее: наука или образование? И каким образом они дружат? Это риторические вопросы. Но ответ на один я знаю точно: дружат. Каждый из процессов несёт свои важные результаты. Образовательный процесс стимулирует развитие центральной нервной системы. А мы, работая в науке, всегда обращаемся к образованию, внедряя наши знания в мир, чтобы его улучшить», — прокомментировала Елена Пожиленкова.

Эксперты резюмировали, что наука в современном мире стала глубже и сложнее, а о её необходимости в школе, как об этапе подготовки будущего специалиста, спорить не приходится. Однако учителям предстоит методом проб найти тот самый инструмент, который будет успешно вовлекать науку в процесс обучения, будь то принципы развивающего обучения, проектная и внеклассная деятельность и многое другое.

С целью продемонстрировать существующие пути интеграции науки в учебный план, состоялось «Шоу кейсов». Двенадцать представителей различных красноярских центров дополнительного образования, библиотек, музеев, кружков и объединений, а также досуговых и образовательных площадок кратко представили направления работы своих организаций, чтобы на их примере показать учителям, какими средствами популяризации науки они могут располагать уже сейчас.

Затем состоялся воркшоп: участники фестиваля выбрали одну из форм учебной деятельности — моно-урок, междисциплинарный урок или внеклассное мероприятие – и в группах в течение 30 минут разрабатывали примерную модель занятия, консультируясь с экспертами.

Экспертное жюри особенно выделило несколько проектов, которые оценивало не только по степени креативности, но и по уровню проработанности идеи. Смешение литературы, обществознания и биологии на примере изучения повести М. Булгакова «Собачье сердце» покорило строгих экспертов.

Завершающим мероприятием первого дня фестиваля «Атом+» стало фирменное научно-популярное ток-шоу «Science sound». Иван Бондаренко, старший преподаватель гуманитарного института и экономического факультета НГУ, научный сотрудник лаборатории прикладных цифровых технологий ММФ НГУ, выступил с лекцией об искусственном интеллекте под аккомпанемент Георгия Остреинова, электронного музыканта Approach, сотрудника Института ядерной физики СО РАН, сотрудника кафедры прикладной и теоретической физики НГТУ.

«Одни из ключевых элементов создания систем искусственного интеллекта (ИИ) является машинное обучение. Техническая система обучается так же, как и живой человек. Машинное обучение – это, в целом, комплекс мер, направленных на выявление закономерностей из большого объема эмпирических данных. Как шутят программисты, это способ переложить ответственность с программиста на данные», — начал лекцию специалист.

Принцип работы обучаемой системы искусственного интеллекта (ИИ) учёный объяснил на простом примере: «Я показываю своему маленькому сыну букву «А» и говорю ему, что это, а он мне говорит, что это динозаврик. Происходит расхождение и возникает сигнал ошибки. Я указываю ему, что он ошибся, и повторяю ещё раз. И он, в конце концов, корректирует своё поведение так, чтобы фактический результат совпадал с желаемым, минимизируя сигнал ошибки. Такой подход называется обучением с учителем. А существует еще много разных подходов».

Иван рассказал о том, что самым современным подходом к проектированию ИИ является нейронный, по аналогии с биологическим. Этот принцип представляет собой цепочку: каждый нейрон совершает простое нелинейное преобразование, а когда таких нейронов много, они организуются в сложную нейронную сеть.

Эксперт также рассказал о произведениях искусства, созданных нейросетями. Первые картины авторства ИИ были созданы в 2016 году с помощью технологии «Deep dream», позволяющей понять семантику текста в задании и детально нарисовать картину. Он познакомил гостей мероприятия с принципом работы программ, из ключевых слов составляющих новое произведение в стиле одного из пяти русских классиков, опираясь на их тексты. Слушатели лекции познакомились также и с музыкальными произведениями, созданными нейросетями.

«Алгоритмы, занимающиеся машинным творчеством, это, скорее, не конкуренты, а партнёры человека. Они берут на себя часть продуктивной деятельности, часть работы творца – человека. Так же, как и фотография не отменила художников, а 1С не отменил бухгалтеров», — поделился Иван Бондаренко.

Затем музыкант и научный сотрудник Георгий Остреинов провёл небольшой интерактив – предложил зрителям угадать, кем была написана та или иная композиция – человеком или искусственным интеллектом.

«Если с музыкой всё так просто, а нейросети помогают автоматизировать и быстро систематизировать большие объемы данных, можно ли взять хиты, которые нравятся всем, и выделить их «хитовые» параметры? Сомнительно, что нейросеть сможет вычленить и использовать этот критерий», — дополнил первого спикера Георгий.

Завершилась лекция бурной дискуссией экспертов и зала о том, насколько скоро ИИ вытеснит человека даже из творческих профессий и какой ценностью будут обладать произведения, созданные «бездушно». Спикеры успокоили слушателей, поскольку оба уверены, что нейросети и искусственный интеллект могут стать лишь полезным инструментом, готовым взять на себя рядовые несложные операции, а вот создать по-настоящему значимое и имеющее культурную ценность произведение может только человек.