«Комиксы. Инструкция по применению»: творческий диалог объединил нижегородцев и екатеринбуржцев
Екатеринбург
09 сентября

«Комиксы. Инструкция по применению»: творческий диалог объединил нижегородцев и екатеринбуржцев

Как создать свой комикс, чем комикс отличается от манги и бывают ли комиксы научными? На эти и другие вопросы ответили 8 сентября эксперты тематического телемоста «Комиксы. Инструкция по применению». Мероприятие объединило два города присутствия сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) – Екатеринбург и Нижний Новгород.

Константин Дубков, уральский комиксист и педагог, поделился интересными наблюдениями о создании комиксов. Он отметил, что подходы к их созданию радикально отличаются в странах Запада и Востока: на Западе акцент делается на выразительность визуального повествования, в то время как восточные комиксы чаще используют текст как основной элемент.

Александра Майорова, комиксистка, один из организаторов Нижегородского Комикс-клуба, автор комикса «Как стать ведьмой», поделилась опытом создания научных комиксов и их ролью в жанре нон-фикшн, подчеркнув, что такие произведения могут доступно объяснять даже сложные концепции.

Модератором дискуссии выступил Роман Кардаков, в прошлом владелец самого большого магазина комиксов GotComics в Екатеринбурге, ныне сотрудник отдела организации мероприятий Парка Маяковского.

В ходе телемоста эксперты отвечали на вопросы, собранные от подписчиков группы ИЦАЭ в социальных сетях. Перейдя к дискуссии, спикеры начали с ответа на вопрос, который оказался особенно актуальным для многих участников: «Какие научные комиксы вы можете порекомендовать для детей?»

«Научные комиксы помогают детям осваивать сложные концепции с помощью простого языка и наглядных изображений. Это отличный способ пробудить их интерес к науке», — уточнила Александра Майорова.

Обсуждение также затронуло стиль рисовки: насколько он важен для успеха комикса и возможно ли достичь коммерческого успеха при «плохой» рисовке.

«Стиль весьма значим, но не является единственным фактором. Иногда нестандартная рисовка может привлечь внимание благодаря оригинальности идеи или сюжета», — прокомментировал Константин Дубков.

Вопрос о манге и её отличиях от комиксов вызвал в зале живой интерес.

«Манга — это тоже комикс (но сделанный в Японии), но у неё есть уникальные особенности, такие как формат и стили, а также культурный контекст, который делает её особенной. Например, манга обычно читается справа налево, что является традиционным для японского текста. Также в манге часто используются более детализированные изображения и выразительная передача эмоционального состояния персонажей через различные визуальные приемы, такие как эффекты действия или изменения в стиле рисовки. Кроме того, жанровое разнообразие манги поражает: она может варьироваться от романтических историй до научной фантастики и ужасов, охватывая все возможные темы и аудитории, в то время как западные комиксы часто ориентированы на более узкие группы читателей», — отметил Роман Кардаков.

Объясняя, как графически изображать звуки и музыку в комиксе, Константин Дубков прямо во время мероприятия на флипчарте проиллюстрировал запросы из зала. Он показал, как можно визуально передать такие звуки, как крик, звук колокольчика или звук выпущенной стрелы, используя различные художественные приемы и стили оформления.

«Звуки в комиксе можно проиллюстрировать с помощью специальных элементов, линий и форм, подчеркивающих действие», — рассказал Константин.

Отвечая на вопрос об использовании искусственного интеллекта в работе комиксистов, спикеры подчеркнули, что этот инструмент может помочь в решении определённых задач (например, отрисовать сложный элемент), но полагаться на ИИ для создания сюжета и рисования пока точно нельзя из-за большого количества неточностей и ошибок. Подтверждением этому стал интерактив, подготовленный сотрудницей ИЦАЭ Нижнего Новгорода Инессой Каштановой: в начале события участники телемоста коротко описали научный комикс, который им хотелось бы выпустить. На основе этих сюжетов нейросеть сгенерировала к концу мероприятия сценарии и картинки. Гости смогли увидеть, как Альберт Эйнштейн летит на луче света со скоростью света, а также объяснение Теории струн от нейросети.

На мероприятии все желающие могли ознакомиться с комиксом ИЦАЭ про команду «А.Т.О.М.», рассказывающем о школьниках с уникальными способностями, которые борются с научными фейками.

«Это был мой первый визит в ИЦАЭ, я случайно наткнулась на событие и очень этому обрадовалась. Планирую прийти снова! Как человек, увлекающийся рисунком, я многому научилась — узнала много полезной информации о редактировании изданий, а также о работе и карьерном пути в целом. Особенно меня заинтересовала тема звуков: я задумалась, как можно оживить картинку, просто используя звуки и рамки», — поделилась впечатлениями от телемоста посетительница Татьяна Илюшина.

«Большое спасибо всем сотрудникам ИЦАЭ за замечательное мероприятие – прекрасная организация, много приятных людей, единомышленников, комфортная обстановка, приятный диалог и со спикерами, и с аудиторией – лучший сценарий, по которому я только мог провести воскресный день. Мероприятия, предполагающие живое общение, возможность почувствовать себя не инопланетянином, а человеком, чьи интересы поддерживают и разделяют другие люди, – самое ценное, что может быть в нашем культурном уголке, я всегда очень заряжаюсь приятными эмоциями и впечатлениями, когда удаëтся поприсутствовать на подобном мероприятии», – поделился впечатлениями от события модератор Роман Кардаков.

Телемост стал предвестником фестиваля комиксов и визуальной литературы «Омнибус», который пройдёт 28-29 сентября в Нижнем Новгороде. Фестиваль, организованный ИЦАЭ и Нижегородским Комикс-клубом, станет важным событием для любителей комиксов, визуальной культуры и науки.

Подробнее о фестивале «Омнибус» по ссылке.