Когда человек снова окажется на Луне, смолянам рассказали на «Энергии науки»
О том, что ждёт человечество на пути на Луну, а также о работе Международной космической станции и отборе в отряд космонавтов на открытых лекциях в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска 20 и 21 апреля рассказал инженер-конструктор космического приборостроения, член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России, член Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, руководитель проекта по образовательным наноспутникам формата CubeSat в группе компаний «Геоскан» Александр Хохлов. Мероприятия состоялись в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки».
«Ближайшее десятилетие для человечества является десятилетием Луны, — такими словами начал свою лекцию «Возвращение на Луну» популяризатор космонавтики Александр Хохлов. — Мировая космонавтика вновь обратила своё внимание на Луну. Последние несколько десятилетий экспедиции были в основном к Венере и Марсу».
Во многом, по словам эксперта, благодаря планам человечества полететь на Марс и вернулся интерес космических агентств к полётам на Луну и освоению естественного спутника Земли, Луна должна стать промежуточной станцией между Землёй и Красной планетой.
Ведущие космические державы уже проводят конференции, на которых обсуждаются не только полёты и высадка людей на Луну, но и строительство лунных баз. В конце 2022 года в рамках миссии «Артемида-1» космический корабль «Орион» вернулся из путешествия на орбиту вокруг Луны. Пока на его борту не было людей, испытаниям трудностей космического полёта подверглись три манекена-астронавта. Но впереди пилотируемые полёты к Луне и на её поверхность.
«Уже в 2024 году в рамках следующей миссии «Артемида-2» планируется первый пилотируемый полёт «Ориона», а в миссии «Артемида-3» — высадка астронавтов на Луну, — рассказал Александр Хохлов. – Позже планируется и четвёртая миссия, в рамках которой хотят доставить четырёх астронавтов на окололунную станцию «Gateway», а также высадить экипаж на поверхность Луны».
После долгого перерыва космические агентства и частные компании готовят свои аппараты и космические корабли для полётов на Луну. Но спутник Земли манит не только профессиональных космонавтов и учёных, увидеть Луну хотят и космические туристы. Например, японский миллиардер Юсаку Маэдзава заключил контракт с космической компанией «SpaceX» и оплатил полёт вокруг Луны.
Александр Хохлов отметил, что полететь к Луне может и любой присутствующий в зале, планы на освоение этого космического объекта есть и у «Роскосмоса». А о требованиях, которые предъявляются к желающим полететь в космос, эксперт рассказал на лекции «Как стать космонавтом». Лекция прошла в литературной гостиной Смоленской областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского в рамках ежегодной акции «Библионочь».
Главными слушателями лекции в библиотеке стали студенты, которые «засыпали» эксперта вопросами. С 2012 года стать космонавтом в открытом конкурсе может любой россиянин, соответствующий критериям отбора, поэтому их интересовало и то, как сказываются полёты в космос на здоровье, и какие есть ограничения по возрасту и внешнему виду к желающим вступить в отряд космонавтов. Александр Хохлов сам трижды проходил отбор в отряд, поэтому, отвечая на все эти вопросы, подробно познакомил смолян со всеми конкурсными процедурами. Многие из этих процедур, по словам Александра, нельзя назвать приятными: космических врачей интересуют все аспекты здоровья кандидатов в космонавты.
«Но если вы всё-таки хотите стать космонавтами, то нужно иметь высшее техническое или естественнонаучное образование, быть лётчиком или врачом, — пояснил эксперт. — А также ещё до начала отборочных испытаний попробуйте заниматься тем, что помогает космонавтам работать на орбите. Это дайвинг и парашютный спорт».
При этом будущему космонавту важно иметь отменное здоровье и быть спортивно подготовленным, так как работа в невесомости только на первый взгляд лёгкая. Первое время в космосе члены экипажа чувствуют себя плохо, испытывают проблемы со сном. А по возвращении из полёта на Земле они буквально заново учатся ходить и выполнять привычные физические упражнения.
Сам Александр проходил отбор в отряд космонавтов, но для зачисления мешали либо некоторые проблемы со здоровьем, либо ограничения по возрасту. Но от мечты полететь в космос он не отказывается и надеется на развитие частной космонавтики.
Как раз о том, что в России есть частная космонавтика, и занимается она проектированием и запуском в космос образовательных наноспутников в формате CubeSat, Александр Хохлов рассказал ученикам смоленского лицея имени Кирилла и Мефодия, студентам Смоленского государственного университета и учащимся школы №17.
«Малые искусственные спутники могут передавать радиосигналы, передавать данные о температуре, следить за космической погодой и делать снимки Земли, — отметил Александр Хохлов. – Это полноценный искусственный спутник Земли, который можно использовать как в образовательных, так и в коммерческих целях».
Ещё одна открытая лекция популяризатора космонавтики Александра Хохлова в ИЦАЭ Смоленска была посвящена особенностям работы Международной космической станции. Вместе со спикером смоляне отследили путь от начала строительства МКС до сегодняшних дней. Эксперт рассказал, как работает каждый модуль станции, как часто меняется состав космонавтов и какие эксперименты ставятся на борту.
Например, открытием для многих слушателей стало то, что сквозные элементы станции, к которым крепится различное оборудование, называются «фермами». Большой интерес вызвала работа манипулятора, благодаря которому космонавты могут передвигать в открытом космосе оборудование и перемещаться сами. Благодаря Александра за лекции, многие гости ИЦАЭ отмечали, что фильмы о космосе теперь понятней, а сам космос для них стал немного ближе.
«Энергия науки» – научно-просветительский проект сети ИЦАЭ, который знакомит жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями. В рамках проекта лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.