Путь артефакта в музей: в Кирове прошёл вечер археологии
Киров
17 июня

Путь артефакта в музей: в Кирове прошёл вечер археологии

Что можно назвать артефактом? Какой путь он проходит, прежде чем попадает в музей? И чем привлекательна работа археолога? Об этом узнали зрители 14 июня в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова.

Алексей Кайсин, заведующий археологической лабораторий ВятГУ, начал свою лекцию с того, что рассказал зрителям, что культурный слой состоит из четырёх компонентов: артефакты, сооружения, биологические остатки и неорганические остатки.

Так, например, артефакты– это объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми. К ним относятся множество предметов – орудия труда, украшения, сосуды, наконечники стрел, предметы одежды и т.д.

Говоря о сооружениях, Алексей отметил, что это археологические объекты, предоставляющие собой созданные человеком крупные объекты и нарушения грунтового слоя. Простейшим и наиболее распространенным сооружением является выкопанная в земле яма. Её можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов.

Биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе: необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений. Их можно разделить на пищевые, технические отходы (щепки, стружка) и т.д.

Наконец, к неорганическим остаткам можно отнести почвенные, галечные, песчаные и прочие отложения природных неорганических материалов и веществ, скопившиеся на площади памятника. То, что человек приносит в культурный слой искусственно.

Затем Алексей рассказал, как происходит процесс формирования памятника. Так, сначала на месте находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка. Затем после начала строительства поселения начинает откладываться слой. Появляются технические отходы. Так формируется слой строительства. Далее поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи и т.д. Затем дом разрушаются и образуется новая прослойка – слой разрушения. Наконец, возводятся новые постройки и образуются новый слой строительства и жизнедеятельности и приходят археологи.

Как происходит само изучение памятника? Сначала делается раскоп (выкашивается трава, разбираются квадраты, присваивается нумерация) и снимается слой по 20 см. Затем находят остатки человеческой жизнедеятельности (керамика – обломки сосудов). «Существует понятие «археологический целый» сосуд – то есть неполный или частично воссозданные из фрагментов сосуд», — отметил Алексей. Все находки фиксируются в полевой документации и каждому фрагменту присваивается индивидуальный номер. 

Далее происходит сухая обработка материала, чтобы не уничтожить органические вещества. Присваивается этикетка и заполняется полевая опись. По возможности находки склеиваются. На завершающем этапе опись переводится в электронный формат, а сам предмет фотографируется. И, таким образом, артефакт готов к передаче на временное или постоянное хранение.

Тема вызвала широкий интерес у зрителей. Так, Полина спросила, на каком расстоянии заканчивается поиск, если археологи ничего не могут найти. «Обычно сначала проходит разведка там, где наличие культурного слоя уже известно», — ответил Алексей. «Как влияют опасные отходы на раскопки?», — спросила Настя. «Негативно, культурный слой может быть практически уничтожен. Поэтому опасные отходы должны быть правильно утилизированы». Также Алексей ответил, что все вятские археологи мечтают найти берестяную грамоту. Завершил лекцию Алексей тем, что ему нравится его работа, так как в ней есть смена деятельности – работа как в кабинете, так и наличие полевых раскопок.

Далее каждый зритель смог почувствовать себя археологом. Гости события мыли артефакты, наносили краски и шифр, то есть проделывали те операции, о которых узнали на лекции и всё то, что входит в обычную работу археолога после полевого этапа.

Запись лекции доступна в группе ВКонтакте ИЦАЭ Кирова https://vk.com/myatom_kirov в разделе «Видеозаписи»