Киберспорт, инфодетокс и гиперопеку обсудили на дебатах в Саратове
Третья серия игр турнира по дебатам затронула темы спорта и видеоигр, ограничения доступа в социальные сети и контроля родителей над аккаунтами детей. Дебаты школьников прошли 18 сентября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова в рамках дискуссионного клуба «Убеди меня».
На турнире по дебатам команды школьников соревнуются в мастерстве слова в четырёх турах: «Представлении позиции», «Критике оппонентов», «Вопросах и ответах» и «Заключительном слове». Их аргументацию, ораторское мастерство и находчивость оценивают жюри – педагоги, актёры, психологи. В этот раз в роли судей выступили семейный психолог и травматерапевт Ольга Кирсанова и муниципальный куратор Кировского района «Движения Первых» города Саратова Светлана Штанева.
Первая тема затронула вопрос признания видеоигр видом спорта. Команды Гимназии №7 «Седьмая планета» и Гимназии №2 «Логика» обсудили киберспортивные турниры, их популярность и гигантскую прибыль. Школьники отметили, что компьютерные игры, по которым проводятся соревнования, развивают навыки стратегического мышления. Победу одержала команда «Седьмая планета», набрав 303 балла.
Почётный гость игры, муниципальный куратор Ленинского района «Движения Первых» города Саратова Людмила Береснева после дебатов рассказала участникам о фиджитал-спорте – соревнованиях в цифровом и физическом форматах. В январе прошлого года в России он был признан официальным видом спорта.
Во второй игре тема была посвящена информационному детоксу: «Воскресенье должно быть днём без доступа в социальные сети для граждан всех стран». Команды Русской православной классической гимназии «Фемида» и Лицея №47 «Вольные каменщики» обсудили вред и пользу постоянного доступа в Интернет. «Фемида» настаивала на необходимости отдыха от информационного шума, а «Вольные каменщики» высказывались в пользу постоянного доступа к Интернету – для получения новых знаний здесь и сейчас. Победу одержала команда «Фемида», набрав 258 баллов.
После игры Ольга Кирсанова рассказала школьникам о вреде думскроллинга – болезненного погружения в новостную ленту при преобладании плохих вестей. Чаще всего время, проведённое в Интернете, посвящено именно ему, что повышает уровень кортизола – гормона стресса.
Третья игра была посвящена доступу родителей к аккаунтам детей в соцсетях. Команда Гимназии №2 «Логика» рассказала о проблеме доверия к родителям из-за тотального контроля, а также об имеющихся детских версиях приложений, у которых есть доступ только к безопасному контенту. Их оппоненты, «Противники слова» от Лицея «Солярис», отметили проблемы мошенников и опасных организаций в Интернете, а также рассказали о приложениях для контроля над детьми. Команды обсудили ответственность родителей и детей за поступки последних, в том числе в киберпространстве. Победные 286 баллов получила команда «Противники слова».
«За четыре игры, в которых нашей команде удалось принять участие, я поняла, что умею неплохо и аргументированно выступать. Я научилась отстаивать своё мнение и заметила огромный прогресс в развитии навыков публичных выступлений: я стала меньше бояться сцены, точнее аргументировать своё мнение, больше импровизировать», – поделилась участница команды «Вольные каменщики» Валерия Халанская.
Ученица Лицея №47 отметила, что игра очень сплотила их команду. Этому поспособствовала как подготовка к играм, так и комментарии жюри: «На каждой игре нам очень нравились жюри. Они указывали на наши проблемные места, и это мотивировало нас стараться, чтобы удивить их в следующий раз». Также Валерия была очень рада коммуникации с другими командами – школьники подбадривали друг друга, давали советы и обсуждали острые вопросы по темам дебатов. «В следующем году я буду уже студентом, но я бы хотела снова принять участие в этом турнире», – закончила она.
Семейный психолог и травматерапевт Ольга Кирсанова также поделилась своими впечатлениями от игр: «Мне понравилось, что ребята были позитивными и настроенными на то, чтобы отстоять свою точку зрения. Подготовка к обеим позициям мне кажется полезной. Это расширяет мировоззрение, позволяет понять разные взгляды на ситуацию». Ольга предложила после каждой игры обсуждать ситуации, описанные в темах, со школьниками: «Так как это дети, у них может быть своё видение ситуации, и в некоторых моментах они могут ошибочно рассуждать. Было бы здорово, если бы после каждой игры члены жюри с научной точки зрения комментировали описанные ситуации, чтобы у ребят в голове складывалась истинная картина мира».
Турнир по дебатам проходит в рамках дискуссионного клуба «Убеди меня». Проект реализуется сетью Информационных центров по атомной энергии совместно с Корпоративной академией Росатома и направлен на развитие у школьников навыков 4К: коммуникации, критического мышления, креативности и кооперации.