Как работает память, узнали гости ИЦАЭ OPEN в Кирове
Сыграть в «Атомный мемо», узнать об эффективной работе памяти и нарисовать свою ментальную карту смогли гости Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова. ИЦАЭ OPEN «Память и ассоциации» прошёл 18 января.
Вечер начался с турнира по игре «Мемо». Гости тренировали память, раскладывая и запоминая карточки из разных тематических наборов. «Мне так понравился «Атомный мемо», который мы недавно получили в подарок от ИЦАЭ Кирова, что сегодня на турнир я привела своих учеников. Для них уже не в новинку термины «радиоизотопное датирование», «плавучая атомная электростанция», поэтому среди них сегодня много победителей», – рассказала директор школы №22 города Кирова Елена Королёва.
После турнира прошли лекция и мастер-класс. Спикерами выступили нейропсихолог, старший преподаватели кафедры психологии и педагогики Кировского государственного медицинского университета Ольга Скрябина и директор Центра информационных технологий в обучении «Познание» Инна Вылегжанина.
Свою лекцию Ольга Скрябина начала с того, как в мозге появляются воспоминания. «Нейроны формируют новые связи между собой (синапсы), либо изменяется эффективность передачи сигнала через синапс и изменение свойств ионных каналов на мембране нейрона», – объяснила эксперт.
По её словам, в нашем мозге около 90 миллиардов нервных клеток, это в десять раз больше, чем жителей на планете. При этом каждый нейрон формирует от трех до десяти тысяч контактов. «Представьте, что у вас в кармане есть записная книжка, в которой пять тысяч человек, и вы регулярно созваниваетесь с каждым, чтобы обменяться информацией», – привела пример нейропсихолог.
За кратковременную память в мозге отвечает гиппокамп (он похож на морского конька и находится в височной доли как левого, так и правого полушария). В нём информация хранится, пока не забудется или не перейдёт в долговременную память.
«Когда мы учим большой объём информации за короткий срок (для зачёта, например) идёт механическое запоминание. Это процесс очень ресурсоемкий, при постоянном воздействии и большом объеме информации он приводит к нервному истощению человека, – предостерегла лектор. – Мозг при этом не развивается, потому что думаем мы, анализируем мы только с помощью информации, хранящейся в долговременной памяти».
Ольга Скрябина отметила, что проще всего запомнить перечень предметов, если задействовать ещё механическую память. Для примера она провела эксперимент с залом. Зрителям были продиктованы 10 терминов из атомной отрасли. «А теперь выпишите на бумагу те термины, которые вы запомнили. Уверена, у большинства отложилось от 5 до 8 понятий, у единиц – 9. Эту закономерность о ёмкости нашей кратковременной памяти вывел американский учёный Джордж Миллер». После зрителям был продиктован ряд понятий, каждое из которых сопровождалось каким-то физическим действием. «Если мы добавляем движение, то запоминается легче», – пояснила спикер.
Однако кратковременную память легко переполнить однотипной информацией. Например, информационным мусором из соцсетей (который точно забудется и не перейдёт в долговременную память). «Это можно назвать «эффектом музея» — в первый час прогулки по Эрмитажу все кажется красивым и интересным, но через определенное время все экспонаты сливаются в одно единое цветовое пятно и совсем не вызывают восторгов», – сказала Ольга Алексеевна.
По её словам, ресурсы гиппокампа не бесконечны. Чтобы его не перегружать, важно получать информацию постепенно, регулярно перемещая её в долговременную память (повторять, рассказывать другим, пользоваться тем, что узнал) и забывать лишнее (а это происходит во сне, поэтому для хорошей работы памяти и психического здоровья важно достаточно спать). Иначе есть шанс стать неорганизованным и рассеянным.
Среди условий успешного формирования долговременной памяти с физиологической точки зрения, которые сформулировал еще Иван Павлов, эксперт назвала хороший эмоциональный фон, важным условием является физическая активность, повторение полученной информации или навыка, отсутствие отвлекающих факторов в процессе обучения и спокойное ресурсное состояние мозга.
Продолжился вечер мастер-классом по созданию карт памяти. Только что услышанную лекцию зрители смогли представить в виде собственной карты при помощи Инны Вылегжаниной.
Она рассказала, что карты памяти – это графическое изображение процесса радиантного мышления. Карта похожа на нейронную суть в мозге: мы какую-то область мозга активируем, о чем-то начинаем думать, дальше идет импульс и мы ассоциативно выстраиваем какие-то цепочки.Разработал этот способ активизации радиантного мышления с помощью карт памяти британский психолог Тони Бьюзен.
По словам спикера, карты используются для фиксации и запоминания, упорядочивания и систематизации информации, а также генерации идей, поиска решений и планирования деятельности, подготовки к выступлениям.
По итогам вечера каждый зритель ушёл с визуальным конспектом лекции о работе памяти.