ИЦАЭ Екатеринбурга принял участие в фестивале гик-культуры «Гиккон»
Екатеринбург
01 сентября

ИЦАЭ Екатеринбурга принял участие в фестивале гик-культуры «Гиккон»

«Суд» над супергероями, лекция научного переводчика сериала «Теория большого взрыва», обсуждение ролевой игры «Подземелья и драконы» (Dungeons & Dragons) сквозь призму математики, а также рассказ о том, как ядерные технологии попали в видеоигры — все эти события 30 августа прошли в Парке Маяковского и были организованы Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Екатеринбурга в рамках фестиваля гик-культуры «Гиккон».

Утро началось с лекции научного переводчика «Теории большого взрыва», который наглядно доказал, что физики тоже могут шутить. Вместе с Марком Ширченко участники разобрали отрывки из спин-оффа «Детство Шелдона», обсудили ключевые научные идеи, затронутые в сериале, и узнали суть Копенгагенской интерпретации квантовой механики и её отношение к примеру с котом Шрёдингера, согласно которой кот остаётся «живым и мёртвым» до момента наблюдения, когда происходит коллапс волновой функции.

Далее состоялась лекция «Математика и драконы», в ходе которой Владимир Савельев (руководитель группы клиентской аналитики «Контур») на примере D&D показал основы теории вероятности: броски кубиков, механики оптимизации персонажей и математические решения в игровом процессе.

В интеллектуальном шоу «Суд над супергероями» перед научным трибуналом предстали герои «Фантастической четвёрки». Обвинителем выступила доцент УрФУ Александра Вальцева; защитником — Марк Ширченко. Свидетелями стали биолог Арсений Галимов и инженер-physicist Николай Аристов. В конце присяжные оправдали героев, согласившись, что нарушения законов физики оправдываются ради драматического эффекта и художественного вымысла.

Завершил научную программу ИЦАЭ Екатеринбурга доклад Николая Аристова «Атом под геймпадом: как ядерные технологии попали в видеоигры». Он рассказал о влиянии атомной эстетики и механизмов на видеоигры: от реакторов до радиоактивных зон. В частности, упомянул концепт ядерного автомобиля Ford Nucleon 1957 года — в игре FallOut такие машины встречаются как художественный элемент, а в реальности Ford разработал прототип с атомным двигателем, который так и не довели до производства.

«Раньше я даже не думал, насколько сильно физика и математика могут быть скрыты в любимых сериалах или играх. Теперь ясно, почему кубики D&D — это не просто игра, а отличный учебник вероятностей и оптимизации. Лекция «Атом под геймпадом» вдохновила взглянуть на видеоигры другими глазами: оказывается, за каждой фантастикой стоит реальная наука. Спасибо ИЦАЭ за то, что делают науку живой и увлекательной», — поделился посетитель фестиваля Андрей Макаров.