История, фольклор и физика стали темой «Прогулки с учёным» в Калининграде
Калининград
04 августа

История, фольклор и физика стали темой «Прогулки с учёным» в Калининграде

Тайны семи (девяти) мостов Кёнигсберга раскрыли участники познавательной «Прогулки с учёным. 7 мостов – 7 легенд», организованной 1 августа Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Калининграда. Проводником в мир истории и городского фольклора выступил культуролог и писатель Александр Попадин.

Калининградцы, «вооружившись» блокнотами, ручками и дозиметрами, в течение двух с половиной часов «решали» задачу о семи Кёнигсбергских мостах: можно ли обойти все мосты Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. В XVIII веке эта задача заинтересовала члена Петербургской академии наук Леонарда Эйлера. Решение задачи стало фундаментом для создания важного и имеющего прикладное значение направления математики – теории графов, которая сейчас широко применяется в транспортных и коммуникационных системах.

Маршрут прошел вокруг острова Кнайпхоф (ныне остров Канта). В XVIII веке на месте нынешнего Калининграда существовали три города, расположенные по берегам реки Преголя и связанные мостовыми артериями. Часть из этих мостов существует и сейчас: Деревянный, Юбилейный и Высокий. А другие остались только на картах и гравюрах, обрастая легендами.

Из ныне действующих мостов самым популярным является Медовый (нем. Honigbrücke). По одной из версий, название происходит от слова «хон», что значит — насмешка, издёвка. Построив этот мост, жители Кнайпхофа получили непосредственный доступ к острову Ломзе – в обход Высокого моста, принадлежавшего Альтштадту. Таким образом, этот мост стал как бы насмешкой над главным из кёнигсбергских мостов. Другая версия говорит о том, что член Кнайпхофской ратуши оплатил постройку моста бочками мёда, вследствие чего жители острова Ломзе начали дразнить соседей «медолизами».

Гости прогулки тоже поучаствовали в создании легенды – вместе с экспертом они обсудили, кто мог бы «охранять» конкретно этот мост. Согласно европейскому фольклору, каждый мост имеет своего хранителя (обычно это тролли или приведения). Выбор пал на Медового Мишу – героя новеллы «Медовый мост или судьба на замке» книги «Местное время: полдень».

Из утраченных мостов наибольший интерес у слушателей вызвал Потроховый или Рабочий мост (нем. Köttelbrücke). Этот мост имел абсолютно утилитарное значение. «В ряде источников он имеет название «Рабочий мост», поскольку использовался для перевозки дров и вывоза отходов. Но слово «кёттель» переводится как «потроха» – по нему перевозились отходы со скотобойни», – отметил Александр Попадин.

Хранителем этого моста стал герой Кёнигсберга – сапожник Ганс Саган, который прославился в 1370 году. Тогда литовские войска решили захватить город. Решающая битва состоялась при Рудау (ныне посёлок Мельниково Зеленоградского района). Руководил войском рыцарей и ополчением трёх городов маршал Ордена Генрих Шендекоп, в сражении он погиб. А раненный в ногу Ганс Саган подхватил упавшее орденское знамя и повёл войска в атаку. «Литовцы были разбиты. А сапожнику за его подвиг была дарована привилегия: раз в год он приглашался в замок на пробу пива и мог взять с собой 300 человек. Народная любовь была ему обеспечена», – заключил Александр.

Слушая истории и выбирая хранителей мостов, гости ИЦАЭ заодно измерили радиационный фон в ключевых местах прогулки. Так, уровень радиации шведского гранита, которым выложен Медовый мост, составил 0.2 мкЗв/ч. А основания самого первого Лавочного моста – 0.13 мкЗв/ч. Из чего слушатели сделали вывод, что радиационный уровень исторических мостов соответствует естественному фону.

«Я впервые участвую в такой экскурсии в Калининграде. Узнала о ней через социальные сети и была очень рада принять участие. Информация была уникальной и интересной, и теперь я по-другому смотрю на знакомые мне места. А эксперт – просто волшебник», — поделилась впечатлениями участница прогулки Антонина Хатько.