Истина, БАК и преподавание: в Сибири разбирались с «обратной стороной» сущностей
28 октября

Истина, БАК и преподавание: в Сибири разбирались с «обратной стороной» сущностей

Футболка, коллайдер и профессия преподавателя… Без раздумий ответить на вопрос, что может объединять такие разные сущности, скорее всего, не получится. А объединяет их наличие обратной стороны, которая есть у всего, что нас окружает. Именно «Обратная сторона» и стала темой телемоста, который 27 октября соединил ИЦАЭ Новосибирска, Томска и Красноярска.

Об обратной стороне предметов, процессов и явлений рассказывали эксперт из Новосибирска – магистр философии, преподаватель-исследователь по специальности «История философии» Софья Хлыновская, учёный из Красноярска – младший научный сотрудник Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН, астроном, основатель Школы научно-технического творчества «Фотон» Роман Морячков, и заместитель руководителя по учебной работе, к. т. н., доцент кафедры химии и технологии материалов современной энергетики Северского технологического института НИЯУ МИФИ Владимир Андреев.

Направление разговора задала философ Софья Хлыновская, отметив, что наличие обратной стороны – это неизменная часть любой сущности, ведь без чёрного нет белого, без сладкого нет горького, без добра нет зла. Чтобы решить философскую задачу поиска истины, необходимо найти и её обратную сторону.

Ответ на вопрос, что такое истина, дал ещё Платон, который считал, что есть мир вещей и мир идей. Смысл истины надо искать в мире идей, который существует независимо и отдельно от мира вещей. Идеи – вечные и неизменные субстанции.

«Абсолютная, относительная и объективная – вот три классических вида истины. Абсолютная – это раз и навсегда данное нам знание. Как пример можно привести религиозные догмы. Относительная истина – это научная. Здесь истинность знаний определяется развитием науки на определённых её этапах. Долгое время неделимой частицей считался атом, затем были получены знания о том, что атом – делимая частица. Но на самом деле истина всегда объективна, так как она связана с объектом. А субъективно знание о ней, у которого не может быть истинности», —  отметила Софья Хлыновская.

«Мы сказали, что истина всегда объективна, потому что она об объекте познания. Но интересен вопрос: кто или что является объектом? Когда мы подходим к познанию объекта, мы никогда не можем точно отделить себя от него: если я познаю, то я оказываюсь частью познаваемого мной объекта. И уже точно не определить кто субъект, а кто объект познания. В этом и заключается релятивистская концепция истины, характеризующаяся принципами относительности, изменчивости, контекстуальности», — такой ход развития мысли предложила Софья Хлыновская.

Получается, что истину в платоновском понимании найти невозможно: каждый раз она будет смешиваться с нашими субъективными переживаниями. А раз так, зачем её искать? «А затем, что человеческое сознание всегда стремится к смыслу, — подытожила Софья. – Поэтому, несмотря ни на что, надо продолжать искать истину, но при этом понимать, с какой целью вы это делаете, и тогда у поиска будет смысл».

Продолжил тему «обратной стороны» разных сущностей спикер из Красноярска Роман Морячков. И вместе с ним слушатели погрузились в невидимый мир частиц, потому что учёный рассказывал о коллайдерах.

Установки воспроизводят процессы, которые в действительности происходят в природе, то есть сталкивают друг с другом заряженные частицы материи — протоны с протонами или электроны с позитронами. а физики изучают последствия их соударений, тем самым познавая мир и его материю.

«Интересны коллайдеры тем, что мы можем, с одной стороны, рассмотреть состояние Вселенной на ранней стадии, сразу после Большого взрыва. Именно тогда существовала горячая и плотная материя, которая потом стала галактиками, планетами и даже нами. А с другой стороны, мы можем посмотреть, как устроено вещество на субатомном, субъядерном уровне внутри нейтронных звезд», – пояснил Роман Морячков.

Всем известен факт, что у истоков создания коллайдеров стояли советские учёные. И сейчас из семи работающих в мире установок два коллайдера находятся в России, а именно в Новосибирске.

Роман Морячков поделился своими впечатлениями об экскурсии на коллайдер ВЭП-2000, который находится в Институте ядерной физики новосибирского Академгородка:

«Здесь разгоняют частицы материи и антиматерии. Представьте только: вот рядом, недалеко от нас, люди создают антиматерию. По сути физики играют с пространством, временем и материей, которая находится в этом пространстве и времени».

Во время столкновений частиц происходит сильное сжатие вещества. И это дало почву для рождения мифа о возможном появлении на коллайдерах чёрных дыр, которые приведут к уничтожению Земли.

«Есть мнение, что, если даже чёрные дыры и образуются, то они испаряются за 10 -22 секунды, и мы не успеваем их обнаружить. Есть и противоположное мнение, что при столкновении заряженные частицы не настолько плотно спрессовываются, чтобы образовывать чёрные дыры, а наоборот, начинают отталкиваться. Нет нужных энергий, чтобы этот процесс мог произойти», — привёл аргументы, развенчивающие этот миф, Роман Морячков

И в завершение разговора участники заглянули за кулисы преподавательской деятельности. Высшее образование в нашей стране постоянно реформируется, появляются новые требования со стороны работодателей и государства к выпускникам университетов; меняются и сами студенты. Как в этих условиях работать и жить современному преподавателю, рассказал Владимир Андреев из Томска.

«Готовясь к выступлению, я задумался о том, кто такой преподаватель. И, к своему удивлению, не сразу нашёл ответ на этот вопрос. В голове ещё живы такие стереотипы из прошлого, что преподаватель – это источник информации в том или ином предмете. С приходом интернета в нашу жизнь эта функция стала не очень актуальной. И в итоге мне пришла интересная мысль. Преподаватель – это лучший друг студента, наставник», – начал своё выступление Владимир Андреев.

Он рассказал о тех вызовах, с которыми сталкивается современный преподаватель. Речь шла о меняющемся мире, что влечёт изменение подходов в преподавании, о бюрократизации и формализации образовательного процесса и об изменившихся условиях работы. Под этим следует понимать рост преподавательской нагрузки, требование заниматься научной деятельностью и изменение системы оплаты труда, которая не способствует мотивации к работе.   

Но, несмотря на эти трудности, по мнению спикера, быть преподавателем – это прекрасно. «Преподавание – это призвание, а это не каждому дано», — подвёл итог Владимир Андреев.

Телемосты ежемесячно объединяют жителей Сибири, и они могут совместно обсудить общую научную тему.