Интеллектуальные игры XXI века: какие они?
Впервые слово «викторина» появилось на страницах советского журнала «Огонёк» в 1928 году. При этом существительное «викторина» этимологически напрямую не связано с «викторией» — победой по-древнегречески. Игровой интеллектуальный жанр «Огонька» был назван в честь балерины Виктории Кригер, подруги колумниста. А затем викторины и квизы буквально заполонили радио и телевизионные эфиры. Одна только игра «Что? Где? Когда?» воспитала целую плеяду эрудитов и стала действительно культовой.
В чём же секрет популярности викторин? Как им удаётся так долго удерживать интерес зрителей и участников? Как и почему викторины перекочевали с экранов в городские пространства? И действительно ли необходимо обладать высоким интеллектом и быть достаточно эрудированным для того, чтобы участвовать и побеждать? Эти вопросы ведущая радиостанции «Серебряный дождь» Мария Карманова обсудила в открытом интервью с эрудитом, интеллектуальным игроком с двадцатилетним стажем, фанатом «Что? Где? Когда?», адвокатом Давидом Гавриловым и с популяризатором науки, одним из авторов научно-популярного турнира «Brainshaker», созданного сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), программным директором АНО «ИЦАО» Максимом Гревцевым.
Давид Гаврилов считает, что популярность и продолжительность интеллектуальных игр связана с тем, что игрокам хочется чувствовать вкус победы. «Взял вопрос – уже можно сказать, что победил – либо соперника, либо самого себя. Я больше фанат формата «Что? Где? Когда?», там элемент, связанный с «раскруткой» вопроса, в разы ярче по эмоциям. Это не чистая эрудиция, не проверка знаний, это, по сути, проверка ментальных связей – как нейроны друг с другом взаимодействуют», — объяснил Давид.
Часто зрители не понимают, как игроки догадываются об ответе, как они приходят во время обсуждения к правильному варианту и почему им так нравится этот процесс. Давид, игрок с многолетним стажем, уверен, что это в первую очередь преодоление себя. Интеллектуальные командные игры также помогают снять стресс, переключить мозг на новое. Рассуждая о сложности разных игровых форматов, Давид привёл интересную метафору: ««Что? Где? Когда?» — это классическая версия футбола, где в команде 11 человек, а квизы в моём понимании – это мини-футбол или дворовый футбол, то есть что-то проще, чем классическая версия».
О том, насколько сложно придумать новую интеллектуальную игру и от чего нужно отталкиваться при её создании, что необходимо, чтобы игроки не только получили удовольствие от игры, но и ушли с новыми знаниями, рассказал Максим Гревцев.
«Любая игра – это некая авантюра. При разработке игр специалисты из сети ИЦАЭ столкнулись с тем, что участники не готовы долго играть с одними и теми же командами из своего города. А если собираются команды из разных городов, активность и азарт возрастают. Именно так получилось на научно-популярном турнире Brainshaker, который проходит среди всех городов сети в последний четверг месяца. Ещё один важный момент – при создании игры для нас важно, чтобы она стала не только развлечением, но и источником знаний. Все ответы комментируют сотрудники центров либо приглашённые эксперты. И такой формат работает как просветительская деятельность», — объяснил Максим.
Отличительная особенность научно-популярного турнира «Brainshaker» заключается в том, что в четвёртом туре вопросы задают эксперты сети ИЦАЭ. И даже эти профессионалы в своём деле: врачи, учёные, инженеры, авторы научно-популярных книг – тратят много времени, чтобы найти нужную формулировку вопроса, чтобы он был интересен и его могли «взять» игроки.
Самые «прикольные и вкусные вопросы», по мнению Давида, для интеллектуалов – те, о которых игроки ничего не знали, но при обсуждении «раскрутили» и дали верный ответ. «Логика – это база, знания – вторая ступень, навык игры – третья ступень», — прокомментировал Давид.
Эксперты предположили, что популярность интеллектуальных игр с годами только возрастёт.
Посмотреть эфир можно по ссылке: https://vk.com/icae64?w=wall-100927662_1741