Инновационные пьесы и светящиеся наночастицы: в челябинском ИЦАЭ обсудили Нобелевскую премию-2023
Челябинск
29 октября

Инновационные пьесы и светящиеся наночастицы: в челябинском ИЦАЭ обсудили Нобелевскую премию-2023

Какие элементы периодической системы названы в честь учёных? Может ли искусственный интеллект получить Нобелевскую премию? Как «взять Нобеля» по литературе? Эти и другие вопросы обсудили 26 октября гости тематического «ИЦАЭ OPEN. Специальный репортаж», который прошёл в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Челябинска.

Открылся вечер квизом «Адреналин. Менделеев бы одобрил». Участники проверили свои знания химии, массовой культуры и даже регионоведения. Борьба за первое место шла бурно и ярко: одним командам боевой дух помогали поддерживать кричалки, другим — талисманы. Оказалось, что интеллектуальные игры вовсе не скучные!

После игры начался устный выпуск научно-популярного журнала «Язык Эйнштейна». Это проект сети ИЦАЭ для тех, кто хочет быть в курсе последних научных новостей и событий в мире. Октябрьский выпуск был не таким, как обычно. В формате научного ток-шоу на этот раз обсуждались не просто новости из мира учёных, а итоги Нобелевской премии-2023.

Что такое «аттосекунды», какая у них величина? Это совсем крошечная единица (10−18), идущая после нано- (10−9) или фемтосекунд (10−15). «Такие времена характерны для внутриатомных и электронных процессов, которые прежде были недоступны для исследования. Открытие аттосекундных импульсов позволяет заглянуть в эту область материи, раньше это было возможно только теоретически», — объяснил Александр Герасимов, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории сенсорики, доцент кафедры оптоинформатики Института естественных и точных наук Южно-Уральского государственного университета.

Ференц Крауш, Энн Л`Юилье и Пьер Агостини получили награду как раз за создание инструментов для исследования электронов внутри атомов и молекул. Правда, регистрировать атто-импульсы пока нечем: наука ещё не создала такого прибора. Получается как с таблицей Менделеева: ячейка есть, а элемент может не существовать.

Основы открытия из области химии были заложены в 1981 нашим соотечественником Алексеем Екимовым. Тогда учёный впервые получил наночастицы в стекле и зафиксировал, что размер частиц влияет на длину волны поглощаемого света. Позднее коллектив учёных из США (Алексей Екимов, Мунги Бавенди и Луи Брус) открыл и синтезировал квантовые точки — светящиеся наночастицы.

«В будущем такие точки могут использоваться, например, для дисплеев или солнечных батарей», — отметил Фёдор Ярошенко, кандидат химических наук, доцент кафедры химии твердого тела и нанопроцессов Челябинского государственного университета. Так что вполне возможно, что привычные жидкие экраны смогут заменить более яркие голограммы.

У гостей была возможность также задать вопросы, не связанные напрямую с премией этого года. В частности, слушателей заинтересовало, сможет ли искусственный интеллект войти в число лауреатов «Нобелевки». Технология стремительно развивается, кажется, что у неё уже есть эмоции, но… Елена Селютина, кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной и творческой работе Челябинского государственного института культуры, прояснила все непонятные моменты: «Искусственный интеллект обучают люди, задачи формулируют лингвисты. Премия по-прежнему консервативна и вручается по тем областям, которые предложил Нобель. Если рассматривать литературу, то искусственный интеллект — не художник, поэтому и премию он не получит. Он не в состоянии поставить себе задачу, которая породит новые смыслы».

Каталин Карико и Дрю Вайссман стали лауреатами Нобелевской премии за открытия в области модификаций оснований нуклеиновых кислот, которые помогли создать эффективные мРНК-вакцины от COVID-19. Что значат эти непонятные буквы? Это возможность сделать эффективную вакцину нового образца, способную встраиваться в клетку и запускать иммунный ответ, рассказала Евгения Толстых, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник биофизической лаборатории Уральского научно-практического центра радиационной медицины, участник и соруководитель международных научных проектов.

Среди отмеченных комитетом в этом году много женщин. Модератор устного журнала, преподаватель Международного института дизайна и сервиса, член Союза журналистов и Союза дизайнеров России Рифат Абдрашитов подчеркнул такую тенденцию: «Женщины — вовсе не вспомогательный персонаж в научных процессах. Зачастую они способны генерировать гораздо более прогрессивные идеи».

Юн Фоссе, норвежский писатель, стал лауреатом за инновационные пьесы и прозу, «которые озвучивают то, что нельзя высказать». «Премию Юну Фоссе дали, потому что он оказался тем автором, который сконцентрировал в себе массу усилий политических, которые можно анализировать с точки зрения социологии и литературы. Он пишет на новонорвежском языке, созданном искусственно, чтобы Норвегию отделить от Дании. Фоссе пишет произведения, где герои — “он”, “она”, это тяготение к универсализации. И он не пытается ответить на информационную повестку», — отметила Елена Селютина.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети Информационных центров по атомной энергии. Еженедельно в 18 регионах страны они становятся для любителей интеллектуального досуга открытыми площадками, на которых можно пообщаться с учёными и экспертами, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.