Инженерная симфония: в Ленинградской области завершился фестиваль IN.Borg
Инженерные технологии, которые создают структуру и усиливают смыслы в произведениях искусства, стали сквозной темой инженерного фестиваля культурного проектирования IN.Borg, прошедшего с 12 по 14 августа в Выборге.
Приветствие участникам фестиваля направил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. «Не будет преувеличением сказать, что Ленинградская область впервые принимает у себя столь многоплановое, насыщенное различными смыслами мероприятие. Идея сплава инженерной мысли и художественного творчества чрезвычайно близка нашему региону, где высокие технологии сочетаются с богатейшим культурным фоном. Мы рассматриваем фестиваль IN.Borg как принципиально новую площадку, где люди смогут обмениваться знаниями, делиться плодами творчества, приобщаться к науке и искусству», — подчеркнул губернатор.
В музыке, живописи, танце, архитектуре, прикладных ремёслах – во всех арт-направлениях творческая мысль усиливается и подкрепляется инженерно-техническими решениями, даже если это не кажется очевидным. Так, например, космическое звучание ханга – музыкального инструмента, состоящего из двух металлических полусфер – обеспечивают сложные математические расчёты, учёт сопротивления материалов, правильная обработка низкоуглеродистой стали и лазерные технологии, благодаря которым выверяют точность расположения звуковых областей ханга. Изобретение гончарного круга стало поворотным моментом в изготовлении керамической посуды, а её обжиг в специальных печах увеличил срок использования. Эти и многие другие примеры инженерно-технических решений в искусстве, музыке, живописи эксперты показывали и обсуждали на фестивале IN.Borg.
Основной коммуникационной площадкой фестиваля стал музей-заповедник «Парк Монрепо». О том, как инженерные технологии изменили кинематограф и каким образом творческие решения режиссёров стали неотъемлемой частью технических процессов, зрителям рассказал кинокритик, преподаватель Московской школы кино Егор Москвитин. «Сейчас все ракеты запускаются под обратный отсчёт времени. А придумал его режиссёр Фриц Ланг, снимая фильм «Женщина на Луне». Вот так искусство повлияло на космическую отрасль. А одна архитектурная деталь – установка потолков в съёмочных павильонах – позволила сделать кино объёмным», — рассказал эксперт. Особое внимание слушателей кинокритик обратил на фильмы об инженерах и физиках. Это, в частности, советский фильм «Девять дней одного года» о физиках-ядерщиках и американско-польская картина «Радиоактивность» о супругах Кюри.
Заслуженный артист России, кинорежиссёр, хореограф Егор Дружинин на фестивале IN.Borg выступил с пластическим перфомансом «Инженерная партитура танца». «Если театральную постановку перенасытить инженерными эффектами, всё рассыпается, но при этом без инженерной партитуры, без элементарной структуры танца невозможно достичь запланированного результата. Технологии хороши, когда они иллюстрируют творческую мысль», — уверен эксперт.
«Технологии – это то, что делает моё творчество игровым», — рассказал зрителям фестиваля AR и VR-художник Глеб Солнцев. По словам эксперта, инженерные технологии дают возможность одновременно проводить несколько выставок и в то же время выступать на фестивале, но при этом использование AR и VR – не самоцель, а средство удержания зрителя у картины, чтобы каждый успел погрузиться и в смыслы, которые закладывал художник, и в собственные ощущения.
Тему искусственного интеллекта и дополненной реальности в контексте человеческого восприятия раскрыла доктор биологических и филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская. «Реальность для каждого своя, и для мозга виртуальная и обычная реальность – категории одного порядка. Давайте не будем забывать, что мы не единственные жители Земли. Попробуйте, например, увидеть мир глазами осьминога, у которого восемь мини-мозгов щупалец», — посоветовала эксперт.
Особенности инженерного восприятия искусства объяснил на фестивале IN.Borg искусствовед Дмитрий Гутов. «Все гениальные картины построены по строгим инженерным законам, и те полотна, которые нас завораживают, написаны с учётом геометрического центра картины. При этом, когда геометрический центр и центр перспективы немного разнесены в пространстве картины, зритель неосознанно погружается в лёгкий транс», — прокомментировал эксперт.
Культовые инженерные сооружения Средневековья разобрал Павел Уваров, специалист в области западноевропейской истории Средних веков и раннего Нового времени, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН. «Хомут и стремя – средневековые нововведения, которые изменили социальный строй Запада. Мускульная сила человека была дополнена силой воды, животных и силой ветра», — рассказал эксперт. На примере ратников в средневековых доспехах Павел Уваров пояснил, как за один век изменились технологии обработки металла: «За сто лет технологии невероятно усложнились, и латы стали более прочными и более функциональными».
Ироничный разговор со зрителем, который характерен для режиссёра и продюсера Юлдус Бахтиозиной, помог увидеть с необычной стороны русские народные сказки и узнать творческие инсайды проектирования и реализации идей. «Развитие технологий я вижу в том, что традиционные техники и мастерство сохраняются, но при этом вносятся новые смыслы. Я инженер и конструктор своих работ. Весь реквизит в моих фотопортретах настоящий, и выкладка экспозиции может занимать до 6 часов», — рассказала эксперт.
Завершающим тактом лекционной программы фестиваля стало выступление проректора РАМ имени Гнесиных Дины Кирнарской в сопровождении Государственного симфонического оркестра Ленинградской области. Иммерсивная лекция с рассадкой зрителей внутри оркестра погрузила всех присутствующих в стихию звука и позволила разобраться в основной типологии музыкальных произведений. «Музыка – это древнейший вид коммуникации, она рассказывает вам о смысле происходящего, её ритм перекликается с каждой клеточкой вашего тела, а ещё музыка стимулирует умственную деятельность, готовя мозг к восприятию сложной информации», — рассказала эксперт.
На протяжении трёх фестивальных дней по городу проводились пешеходные экскурсии «Выборг глазами инженера», в «Парке Монрепо» работала гончарная мастерская, проводились мастер-классы игры на ханге, а также уникальные фотопрогулки. Природные локации парка были дополнены арт-объектами и фотографиями участников конкурса ASE INTERNATIONAL PHOTO AWARDS, а экскурсовод и фотограф в диалоге рассказывали о взаимосвязи искусства и инженерного проектирования, позволяющего вписывать АЭС и другие технологические объекты в природный ландшафт максимально бережно и эстетично.
Волонтёры Инжинирингового дивизиона Росатома и все желающие приняли участие в специально подготовленном для фестиваля IN.Borg практико-ориентированном треке: после мастер-класса «Раскрой в себе креативность», который провёл программный директор АНО «ИЦАО» Максим Гревцев, участники создали арт-объект из веток засохших деревьев парка «Монрепо», вписав его в природный ландшафт.
Каждый фестивальный день завершался концертом в Выборгском замке. Перед зрителями выступили группы «OQJAV», «POLNALYUBVI» и «Мегаполис».
За три дня фестиваль IN.Borg, ставший настоящей инженерной симфонией, посетили более 6 тысяч человек.
Фестиваль организован Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Санкт-Петербурга при поддержке Инжинирингового дивизиона Госкорпорации «Росатом» (АСЭ), содействии Администрации Ленинградской области и ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».