Зрителям телемоста «Чёрная пятница» рассказали про уловки распродаж
«Разобрать на атомы» самую популярную в мире акцию «чёрная пятница», узнать, какая правда скрывается за скидками в магазинах и к чему приводят распродажи, смогли участники телемоста, объединившего 24 ноября Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) трёх городов – Ижевска, Нижнего Новгорода и Ульяновска.
В мировой практике давно стало традицией устраивать распродажи в определённый день. Благодаря этому покупатели стремятся скупить все товары по выгодной цене. Однако мало кто задумывается, как «чёрная пятница» влияет на окружающую среду, экономику страны и даже на человеческое сознание.
В ходе телемоста зрители узнали, к чему приводит излишнее потребление, а также смогли задать интересующие их вопросы экспертам мероприятия.
В Ульяновске Максим Светуньков, доктор экономических наук, член экспертного совета Ульяновского общественного фонда «РАПИР», рассказал про то, как «чёрная пятница» породила «киберпонедельник», как эта акция влияет на экономику и социологию страны, а также про ритуалы потребления.
«Надо понимать, что товар лежащий «на полке» долгое время, порождает убытки. Идеальной для предпринимателя является ситуация, в которой товар покупают в тот момент, как только его произвели. Каждая секунда его существования после производства убыточна», — объяснил эксперт.
«Массовые распродажи и сопровождающая их реклама приводит к тому, что человек не может на следующий день проснуться и вернуться к своим рутинным обязанностям, его психика требует продолжения покупок. Но делать это в рабочее время на рабочем месте было бы невозможно, если бы не новые технологии. «Киберпонедельник» был придуман именно для офисных работников, которые после «чёрной пятницы» продолжают по инерции делать покупки с рабочего места. Но смысл «киберпонедельника» точно такой же, как и у «чёрной пятницы»: продать залежавшийся товар», — подытожил спикер.
Затем в Нижнем Новгороде выступил врач психиатр-психотерапевт, когнитивно-поведенческий психотерапевт, тренер навыков эмоциональной регуляции, доцент и кандидат технических наук Яна Загряжская. Она проследила влияние «красных» ценников на мозг человека и объяснила, какие психологические факторы провоцируют развитие шопоголизма.
«С точки зрения психологов скидка — это провокация эмоциональных покупок. Научно доказано, что покупка чего-либо запускает и укрепляет центр вознаграждения мозга и мезолимбическую систему. Каждый раз, когда мы с нетерпением ждём покупки, а затем совершаем её, выделяется химическое вещество, отвечающее за хорошее самочувствие, — гормон дофамин, который заставляет нас возвращаться за покупками снова и снова», —рассказала Яна.
«Люди ошибочно полагают, что шопинг помогает избавиться от стресса, комплексов, негативных эмоций и повысить самооценку. На деле трата денег опустошает человека ещё больше, оставляя проблему нерешённой, а гардероб забитым ненужными вещами», — подчеркнула эксперт.
В завершение вечера в Ижевске Оксана Любицкая, экотренер и ведущая марафонов «Экорасхламление», показала, что представляет собой «чёрная пятница» с экологической точки зрения, как безответственное потребление и покупки воздействуют на окружающую среду и какая существует альтернатива этой распродаже.
На самом деле, желание «выгодно закупиться» часто подстёгивает к неосознанным и ненужным покупкам. Да ещё и со скидкой в 90%, которая в реальности лишь маркетинговый ход – обычно производители специально завышают цены на свои товары за несколько недель до «чёрной пятницы», а потом резко «уменьшают» их, отметила эксперт.
«Вот здесь и проявляется основная проблема настоящего времени – перепотребление. Покупается куча вещей, которые используются от силы пару месяцев, потом к ним теряется интерес или они ломаются, изнашиваются и, наконец, выбрасываются. Затем порочный круг начинается снова, и в результате возрастает и выброс вредных веществ в атмосферу (ведь предприятия начинают больше производить), и выброс товаров на помойки, что, сами понимаете, эти самые помойки не уменьшает», — рассказала Оксана Любицкая.
«Но конечно, нет ничего плохого в том, чтобы купить на распродаже товар, который давно был правда нужен. Как же экологично пережить «чёрную пятницу»? Для начала несколько советов, как не поддаться на её провокации: заранее составьте список нужных вещей, определите бюджет, проверьте цены в нескольких магазинах, не ведитесь на акции, выбирайтесь в магазин в наименее загруженные часы, а, чтобы быть ещё более экологичными, при выборе товара по возможности отдавайте предпочтение локальному производителю и избегайте товары в сложной, многослойной упаковке», – посоветовала экотренер.
В конце телемоста три города совершили покупки на интерактивной игре «Квиз-шопоголик», валютой в которой стали правильные ответы на вопросы по экономике, психологии и экологии. Победителем квиза стали Ижевск и Ульяновск, набравшие большее количество полезных покупок. Кроме того, в конце мероприятия гости центров участвовали в мастер-классе по росписи шопера акриловыми красками.
«Чёрная пятница – это, конечно, хорошо, но всегда нужно покупать с умом. Я прям тот еще шопоголик и для меня эта тема была актуальна и интересна. А также у меня появился восхитительный шопер, и туда отлично поместятся мои тетради для учёбы», — поделилась впечатлениями от вечера Кристина из Ульяновска.
Оксана Любицкая, эксперт из Ижевска, также поблагодарила сотрудников сети ИЦАЭ за организованное мероприятие: «Было интересно послушать мнение экспертов из других городов. Телемост получился интересным, познавательным, надеюсь, что слушатели, которые посмотрели наш телемост, будут теперь осознанно относится к «чёрной пятнице», не сделают лишних покупок и тем самым сохранят ресурсы окружающей среды».