За гранью возможного: новосибирцы узнали о грандиозных открытиях на «ИЦАЭ OPEN: Эксперименты»
Новосибирск
30 мая

За гранью возможного: новосибирцы узнали о грандиозных открытиях на «ИЦАЭ OPEN: Эксперименты»

Как мосты Калининграда связаны с теорией графов? Почему необязательно мыть посуду? На каком языке будет разговаривать человек, если воспитывать его в молчании? Ответы на эти и другие вопросы узнали 29 мая участники программы «ИЦАЭ OPEN: Эксперименты», организованной Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска на базе Модельной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Открыла вечер «Атомная игротека», участники которой смогли узнать о научных открытиях и их истории с помощью авторских игр ИЦАЭ «Хронограф» и «Атомное мемори».

Сразу после игротеки началась интеллектуальная азартная игра «Адреналин: герои науки», в ходе которой участники узнали, на что готовы были пойти учёные ради открытий.

Одним из ярких примеров стала история Зинаиды Ермольевой. В начале 1920-х, она изучала вспышку холеры в Ростове-на-Дону. Исследуя пути заражения, биолог сумела выделить из водопроводной воды холероподобные вибрионы. Чтобы понять, способны ли они вызвать холеру, она провела опыт на себе – выпила воду с растворёнными в ней микроорганизмами и спустя несколько часов тяжело заболела. На основании опытов микробиолога были созданы санитарные нормы хлорирования воды, которые используются до сих пор.

Завершился вечер научно-популярным ток-шоу «Разберём на атомы: эксперименты». Своим взглядом на эксперименты поделились филолог, микробиолог и математик.

Ирина Матвеева, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры филологии НГТУ, прочитала мини-лекцию «Думай, что говоришь: эксперименты в психолингвистике о связи языка и мышления».

В психолингвистике существует множество экспериментов и гипотез. Одна из таких гипотез заключается в идее, что, если дети вырастут без влияния человеческой речи, они заговорят на изначальном языке человечества – фригийском. Такой опыт был проведён фараоном Псамметихом в седьмом веке до нашей эры – детей удалили от общества, и отдали на воспитание немым пастухам. Впоследствии дети сказали слово, по звучанию похожее на слово из фригийского.

В настоящее время учёные-психолингвисты уделяют большое внимание билингвам – людям, владеющим двумя языками на уровне носителя.

Сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины Александр Яковлев прочитал мини-лекцию «Работать без ошибок, или почему не всегда нужно мыть за собой посуду: открытие ДНК-полимераз».

ДНК-полимеразы – ферменты, которые катализируют синтез новой цепи ДНК. По секрету эксперт рассказал легенду об открытии способа синтеза ДНК. Согласно этой легенде после проведения опыта студент помыл колбу водой и мылом, забыв про обработку дистиллятом, которая нужна для удаления солей, оставленных проточной водой. Во время следующего эксперимента именно эта колба дала результат – ДНК стала синтезироваться. Тогда учёные предположили, что дело в магнии, добавили его в остальные пробирки и теория подтвердилась. 

Лекцию «О самых сложны простых задачах» прочитал кандидат физико-математических наук, заместитель директора Математического центра в Академгородке, и. о. заведующего кафедрой информатики и ИКТ Специализированного учебно-научного центра физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета Сергей Оспичев.

Эксперт рассказал о задачах, которые кажутся простыми, но на самом деле заставляют учёных годами гадать над их решением. Одна из таких задач – «Мосты Эйлера». К 1542 году в Кёнигсберге было семь мостов. Жители гадали, можно ли пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды. Лишь в 1736 году математик Леонард Эйлер научно обосновал невозможность решения этой задачи. Его открытие стало важным шагом в развитии топологии и теории графов.

«Благодаря ИЦАЭ OPEN у нас накапливаются знания. Каждый раз, когда мы посещаем эту программу, рождается цепочка размышлений, появляются новые интересы. Мы выносим что-то особенное с каждого мероприятия, а новое место проведения – это ещё одна возможность по-другому взглянуть на всё», – поделилась участника ИЦАЭ OPEN Марина Матюшина.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Каждую неделю в городах присутствия Информационные центры по атомной энергии становятся открытыми площадками, где любители интеллектуального досуга могут провести время интересно и с пользой: пообщаться с учёными и популяризаторами науки, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.