Закрыть гештальт: владимирцы учились осознанности
Какими приёмами владеют гештальт-терапевты и можно ли закрыть гештальт, обсудили на очередном выпуске Психологического лектория, который прошёл 6 мая в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN».
По сложившейся традиции начал разговор психолог, гештальт-терапевт Кирилл Кургузиков. Он объяснил, что гештальт-терапия в России вобрала в себя множество предыдущих школ.
«В 20-40 годы прошлого века сформировались современные психотерапевтические традиции, которые и легли в основу гештальт-терапии. Глубинно-психологическая (психоанализ) ветвь психологии предполагает, что психическая жизнь человека динамична, он сам изменчив и способен перестраиваться под влиянием обстоятельств. Поведенческая (бихевиоральная или когнитивно-поведенческая) определяет поведение человека как сумму реакций на стимулы, причём эти реакции выученные. Если реакции неадекватные, то их можно изменить и научить человека правильно на что-то реагировать. Экзистенциальная (или гуманистическая) меняет отношения между пациентом и терапевтом: последний должен обязательно принимать своего клиента, быть сопричастным к его процессам. Вообще экзистенция – субъективное переживание бытия независимо от внешней среды. Человека всё время возвращают к тому, что он может» — пояснил эксперт.
Одним из основоположником гештальт направления является Фредерик Соломон Перлз. Это немецко-американский психиатр и психотерапевт, который в годы Первой мировой войны служил военным врачом, получил степень доктора и занялся психиатрией. Его отношение к психоанализу З. Фрейда с годами менялось.
«Сначала Перлз воодушевился теорией Фрейда, однако их личная встреча стала для него большим разочарованием. Получается, что идея гештальт-терапии родилась в полемике с Фрейдом. Фредерик Соломон говорит, что потребности человека разумны, и это способствует человеческой адаптации. Человек – существо биологическое, он вынужден приспосабливаться к среде и использует для этого все методы. То есть Перлз просто пришёл и смешал все методы. Он практиковал индивидуальные сессии и воркшопы, где была свобода для творчества», – отметил спикер.
В России психотерапия стала развиваться довольно поздно. Сейчас гештальт – один из самых универсальных методов работы с психикой. Здесь нет диагностики, а имеют значение терапевтические отношения. Этот метод способен помочь людям с шизофренией – тем, кто изолировал себя от мира. Интересно, что на приёме у гештальт-терапевта работу можно начинать с любого момента, отметил Кирилл.
Психолог Людмила Сушкова очень подробно разобрала базовую идею Ф. С. Перлза на примере жажды:
«При потребности пить есть действие – выпил воды, и организм ассимилировал опыт. Когда мы не можем утолить жажду, появляется понятие «незакрытый гештальт». Чтобы проработать эту неудовлетворённую потребность, важно осознать, прожить и в итоге пережить её, а не просто поговорить. Что мешает человеку это сделать? Порою он стремится подогнать людей под свои мысли и образы, не слышит и не понимает их отличие от себя. Иногда включаются невротические механизмы, которые блокируют рост и достижение зрелости».
Какими инструментами пользуются в гештальт-терапии? Это психодрама (разыгрывание ролей подобно театру), психоанализ, телесно-ориентированная терапия (осознавание ощущений в теле) и арт-терапия (творчество), рассказала Людмила Сушкова.
Гости вечера приняли участие в практическом упражнении. Поскольку в гештальт-терапии важно действие и осознанность, то реальность – это то, насколько точно человек чувствует себя здесь и сейчас. Участники сначала прислушивались к звукам вокруг, осознавали их. Затем осмотрелись и назвали предметы вокруг себя. Обратили внимание на тело – есть ли напряжение, удобна ли поза, в которой они сидят. Напоследок нужно было осознать свои эмоции, насколько они приятны человеку.
В конце один из гостей задал вопрос про книги русских специалистов по теме. Кирилл Кургузиков посоветовал «Путешествие в гештальт: теория и практика» Н. Лебедевой и Е. Ивановой, а также «Руководство по гештальт-терапии» И. Булюбаш. Реальность – это очень субъективная вещь, и она есть у каждого. Человек постоянно создаёт и закрывает гештальт, потому что мы постоянно испытываем потребности, подытожили психологи.
«Всегда считала гештальт-терапию каким-то отдельным видом психологии, а, оказывается, гештальт собрал в себе лучшие практики. Конечно, спасибо спикерам за прекрасную лекцию, когда скучную теорию рассказывают понятно и легко, и в голове всё по полочкам раскладывается. После мероприятия сделала для себя выводы: все мы, в той или иной мере, невротики, а если уходить в гештальт-терапию, то это всерьёз и надолго!» — поделилась впечатлениями слушательница Екатерина Гудина.
По доброй традиции в начале мероприятия всех гостей ждала игротека, а после лектория посетители ИЦАЭ Владимира обсудили волнующие их вопросы с экспертами на «Научной гостиной».
Психологический лекторий — это серия выступлений владимирских психологов, посвящённых личности, устройству психики, психическим состояниям, явлениям и процессам, а также способам психологической саморегуляции. Лекции обычно проходят в рамках программы «ИЦАЭ OPEN», что даёт возможность посетителям неформально пообщаться с экспертами.