«Жар-птица», «Летающие лавочки» и «Илья Муромец»: в Новосибирске обсудили историю отечественного самолётостроения
Люди веками мечтали покорить небо, придумывая для этого разнообразные приспособления – от крыльев Икара до знаменитых идей Леонардо да Винчи. Российские изобретатели тоже внесли немалый вклад в создание летательных аппаратов. Об истории отечественного самолётостроения 20 июля рассказала гостям Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска Александра Панина.
Александра Панина – магистрант факультета летательных аппаратов НГТУ, призёр научно-популярного турнира «Научные бои: U-раунд».
История отечественного самолетостроения началась с идеи русского моряка у берегов Японии. От скуки Александр Фёдорович Можайский наблюдал за чайками и понял важную вещь, которая прежде не приходила в голову людям, которые точно так же веками смотрели на птиц с завистью: махать крыльями не обязательно. Достаточно иметь встречный поток воздуха. Возвратившись на родину, Можайский начал свои эксперименты в данном направлении и смог сконструировать первый самолет под названием «Жар-птица».
«»Жар-птица» оказалась капризной! Едва она оторвалась от земли, как снесла крылом забор и покалечила механика. Дальнейшие исследования на собственные небольшие деньги ни к чему лучшему привести не смогли. А первенство за «более удачный управляемый человеком полёт», заберут у Можайского братья Райт, которые на свой самолёт поставят уже более лёгкий двигатель внутреннего сгорания» — поделилась спикер.
Александра Панина рассказала, что заря российского самолётостроения ассоциируется с двумя людьми: Николаем Жуковским и Игорем Сикорским. Первого называли отцом русской авиации. Пока Можайский проводил свои испытания, Николай Егорович изучал движения тел в воздухе в небольшой, собственноручно организованной аэродинамической лаборатории, что дало именно ту теоретическую основу. А Сикорский, не желающий довольствоваться лишь теорией, полученной в университете, хотел создать не просто летательный аппарат, а то, что мы сегодня назвали бы вертолётом. Правда, не найдя для этой идеи двигателя необходимой тяги, он загорелся идеей постройки аэроплана. Так в 1913 году появился на свет «Витязь» — четырехмоторный гигант, построенный Сикорским на русско-балтийском вагонном заводе.
«Для нас нет ничего невозможного! Спустя несколько месяцев, публике представили «Илью Муромца», который установил рекорд по количеству поднятых в воздух пассажиров (16 человек и собака). Именно «Илья Муромец» стал основой молодой российской авиации», — отметила эксперт.
После этого события начали развиваться стремительно: появление первого эксплуатируемого самолёта, первые видеосъемки с летательных аппаратов, аэродромы со множеством энтузиастов на самых необычных летательных аппаратах, государственные заказы.
Александра рассказала, что в 1941 году началось проектирование первого в мире истребителя-перехватчика с жидкостно-реактивным двигателем БИ-1. Авторами проекта были Александр Березняк и Алексей Исаев, а спустя год состоялся первый испытательный полёт. Пилот выполнявший на Урал БИ-1 самолёте испытательные полёты, буквально сидел «на пороховой бочке». Всё дело в том, что для двигателя Д-1А требовалось двухкомпонентное топливо. Всего одна протечка в трубопроводе и баки самолёта могли взорваться прямо в полёте. Испытания принципиально нового самолёта оказались очень трудными и опасными, а обслуживание было делом не из лёгких.
В заключении эксперт рассказала при каких обстоятельствах появились первые системы катапультирования: «Частые катастрофы при создании первых реактивных самолётов вели к большим потерям среди опытных лётчиков-испытателей. Это привело к созданию катапультируемого кресла. Пусть при катапультировании организм испытывал колоссальные перегрузки, но изобретение спасало множество жизней».
ИЦАЭ Новосибирска регулярно организует лекции популяризаторов науки, встречи с учёными, интерактивные занятия для школьников и интеллектуальные игры. Чтобы быть в курсе ближайших событий, можно подписаться на группу ИЦАЭ во «ВКонтакте».