ЕГЭ «разобрали на атомы» в Ижевске
С 28 по 29 апреля Ижевск в рамках федерального научно-просветительского проекта «Энергия науки» побывала Анна Хоружая, врач лучевой диагностики, научный сотрудник Центра диагностики и телемедицины департамента здравоохранения города Москвы, заместитель главного редактора портала Neuronovosti.ru, а также научный журналист и соавтор книг «Смерть замечательных людей», «Вообще чума: истории болезней от лихорадки до Паркинсона».
Так, 28 апреля в Удмуртском государственном университете состоялось научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы». Темой мероприятия стал Единый государственный экзамен. Три эксперта – Анна Хоружая, Александр Балицкий и Валентина Ермакова – разобрали итоговую аттестацию школьников с точек зрения нейробиологии, истории и психологии.
Александр Балицкий, кандидат философских наук, политолог, автор более сотни публикаций по проблемам политики, культуры, образования и социальной коммуникации, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, директор АМОУ «Гуманитарный лицей», рассказал об истории возникновения экзамена и о своём отношении к нему, опираясь на международный опыт стран Европы.
«ЕГЭ уже 20 лет, он возник 16 февраля 2001 года. С тех пор не утихают споры о его пользе или вреде: настолько проект оказался неоднозначным», — сказал эксперт.
По словам Александра Балицкого, практически во всех странах Европы применялся и применяется подобный опыт аттестации школьников: такой тест позволяет поступить в любой вуз:
«Но не стоит забывать об истории: не всё, что хорошо приживается в Европе, приживается в нашей стране. Такая формализация образования подменила саму образованность, по-моему», — заключил эксперт.
Спикер считает, что «благодаря» ЕГЭ мы получили «молчащее и пишущее с ошибками поколение»:
«На идеальном уроке 80% времени должен говорить учащийся, у нас же происходит «натаскивание», дрессировка школьников на написание теста. Такое отношение к учебному процессу не может не повлечь за собой дальнейшую стагнацию науки и образования: теперь мы лишь в четвёртой десятке по уровню его качества, а лидируют финны и южнокорейцы», — резюмировал директор Гуманитарного лицея.
Анна Хоружая, врач лучевой диагностики, научный сотрудник Центра диагностики и телемедицины департамента здравоохранения города Москвы, заместитель главного редактора портала Neuronovosti.ru, рассказала о процессе обучения с точки зрения нейробиологии: какой метод обучения наиболее эффективен, какие области головного мозга задействованы при получении знаний, а также о том, как были получены стол ценные научные сведения.
Оказывается, в нашем головном мозге содержится 86 миллиардов нейронов. Это количество может варьироваться в обе стороны в среднем на 5 миллиардов – именно этим самый сложный и важный орган и отличается у людей: у кого-то нейронов меньше, у кого-то больше. А благодаря миелиновой оболочке, строящейся вокруг нейронов, увеличивается скорость передачи электрического сигнала: выше 100 метров в секунду.
«Мы не сразу рождаемся с развитым мозгом. Это зависит от построения своеобразных модулей связи. В процессе взросления устраняются ненужные связи, а мозг работает более эффективно», — поведала Анна.
Такие опыты учёные ставили на крысах: перед ними ставили три поилки с водой и подавали разные звуковые сигналы. В процессе обучения животные понимали, в какой момент к какой поилке подходить. Именно подобные наблюдения позволили зафиксировать электрическую деятельность различных зон головного мозга: выяснилось, что обучение – это довольно-таки автоматический процесс.
«Выделяют два вида обучения: имплицитное и эксплицитное. Имплицитное – это, например, когда мы учимся запоминать иностранные слова по контексту, а эксплицитное – когда нам показывают картинки со значением этих самых слов. По эффективности оба методы примерно равны, но мозг задействован наиболее активно при эксплицитном», — рассказала нейробиолог.
Рассказала Анна и о более эффективном способе запоминания информации:
«Сон превыше всего. 7-8 часов, при этом важно засыпать в промежуток времени от 10 до 12 часов вечера. Именно в это время воспоминания укладываются в голове по своим «ящичкам», не стирая приобретённую ранее информацию».
Третьим экспертом ток-шоу «Разберём на атомы» стала Валентина Ермакова, практикующий психолог, детский и юношеский психотерапевт.
«Экзамен – это испытание, выбор предмета, по которому мы будет сдавать экзамен, — тоже испытание. Преодолевая такие сложности, мы адаптируемся к воздействию внешней среды», — сказала специалист.
По словам психолога, 90% людей в мире испытывают стресс. Но важно отличать, какой именно: существует эустресс, который помогает сконцентрироваться, например, на экзамене, а также дистресс, обладающий разрушительной силой.
«Чтобы на экзамене чувствовать себя достаточно комфортно, необходимо соблюсти следующие условия: снизить его значимость – не стоит нагнетать обстановку, преувеличивая его значение, продумать запасной план на случай, если что-то пойдёт не так, и баллы за аттестацию не будут соответствовать изначальным ожиданиям», — поделилась советами Валентина Ермакова.
Кроме того, эксперт отметила, что в подготовке к ОГЭ или ЕГЭ важно создать для себя комфортные условия:
«Обязательно необходимо соблюдать режим питания и сна, можно даже ввести «день тишины» — не думать о подготовке ни секунды в этот день. И самое главное – выражать свои эмоции. Не стоит держать их в себе», — заключила психолог.
«Разберём на атомы» — научно-популярное ток-шоу сети Информационных центров по атомной энергии, которое впервые прошло в Новосибирске в марте 2015 года.