Дед Мороз на самолёте и портрет своей семьи: об истории открыток рассказали в Саратове
Когда появились первые открытки и как они выглядели? Узнать ответ на этот вопрос, а также создать объёмный зимний пейзаж с помощью разных фактурных материалов смогли участники тематического «ИЦАЭ OPEN: путешествие с открыткой», который прошёл 12 декабря в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Саратова.
Открыл «ИЦАЭ OPEN» творческий мастер-класс с мини-лекцией об истории открыток. Ведущая мастер-класса Елизавета Барышникова – студентка Института физики Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, победитель номинации «Декоратор года» Всероссийской студенческой весны.
Начала Елизавета с рассказа о появлении открыток. Прообраз современной открытки появился с изобретением бумаги в Древнем Китае. Если жители собирались в гости и не заставали хозяев дома, они оставляли у двери маленькую карточку, на которой писали приятные послания.
В привычном нам понимании открытка появилась во Франции в 1777 году. Тогда в «Парижском почтовом альманахе» появилось сообщение о том, что по почте можно отправлять приветствия и поздравления.
Елизавета поделилась историей уникальной рождественской открытки английского чиновника Генри Коула: «Человек занятой, он не успевал поздравить всех своих близких с приближающимися праздниками. Поэтому он решил обратиться к художнику Джону Хосли за помощью». Художник изобразил на открытке семью Коулов, сидящую за праздничным столом. К изображению сделал подпись «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!», а внизу поставил пометку «от кого». «Открытка имела бешеный успех, а родственники Коулов с гордостью демонстрировали её окружающим», – рассказала Елизавета Барышникова, и добавила, что интерес к открытке Коулов долго не ослабевал, и даже спустя три года её по-прежнему продолжали выставлять на всеобщее обозрение.
В России первые новогодние открытки появились в 1897 году. К созданию открыток привлекались лучшие художники, в числе которых Виктор Васнецов, Иван Билибин, Илья Репин, Константин Маковский. К празднику выпускали дорогие открытки с серебряной и золотой крошкой. «В дореволюционной России на новогодней открытке часто изображали символы, приносящие удачу: подковы или четырёхлистный клевер, полную луну, которая должна была принести богатство, детей с цветами – символ светлого будущего», – объяснила Елизавета детали открыток конца XIX – начала XX века.
Во времена «оттепели» на открытках появились Дед Мороз и Снегурочка, лесные животные. «Над открытками нередко трудились и художники-мультипликаторы, поэтому многие персонажи очень сильно напоминали знакомых детям телегероев», – поделилась ведущая мастер-класса.
На открытках активно изображали достижения науки и техники: «Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они сразу же оказались на поздравительных карточках», – привела пример Елизавета. В Советском союзе с Новым 1962 годом граждане поздравляли друг друга открытками с космическим сюжетом. А в 1970-х, после начала эксплуатации сверхзвукового пассажирского самолета «ТУ-144», Дед Мороз на открытках развозил подарки не на санях, а на современных летательных аппаратах.
В 80-е годы рисованную открытку вытеснила фотооткрытка. Сегодня бумажные открытки уступили своё место электронным изображениям.
«Какими бы ни были открытки, электронными или бумажными, которые бережно хранили наши родители, бабушки и дедушки, – они всегда будут многое значить. Ведь все они заставляют нас вновь и вновь возвращаться в детство и вопреки всему верить в чудо!» – завершила выступление Елизавета Барышникова.
После лекции Елизавета провела творческий мастер-класс. Гости центра нарисовали новогодний пейзаж, используя различные техники и фактуры. Снежные сугробы выстелены пальцами в краске, новогодняя ёлка выращена из фоамирана, снеговик слеплен из ваты. Дополнили пейзажи поздравления с Новым годом – так картина стала настоящей открыткой.
Мастер-класс, совмещённый с лекцией, погрузил детей и родителей в творческий процесс. Оксана Ломакина, которая пришла в ИЦАЭ с сыном, поделилась эмоциями: «Очень понравилось, как Елизавета вела мастер-класс, сам сюжет картины и презентация про открытки. Очень полезно было узнать новые техники, которые можно использовать в дальнейшем». Екатерина Ормели, посетившая мастер-класс с дочками, добавила: «Нам очень понравилось работать с акриловыми красками и разными материалами. Лично я осталась в восторге, девочки тоже. Погрузились в творчество, ещё и много нового про первые открытки узнали».
После мастер-класса в ИЦАЭ открылся клуб любителей настолок. Взрослые и дети играли в «Хронограф» и разгадывали, какое событие произошло раньше: высадка первых людей на Луну или создание первого видеомагнитофона. В игре «Экивоки» участники тренировали смекалку, артистизм и навыки рисования, чтобы объяснить различные слова и фразы. А в «Ответь за 5 секунд» развивали мышление и память: ведь за 5 секунд нужно было назвать трёх производителей игрушек, трёх известных Иванов или три числа, сумма которых равна 100.
Завершился «ИЦАЭ OPEN» новогодней игрой интеллектуального турнира BrainShaker. Эта встреча BrainShaker прошла вне рейтинга: организаторы предложили командам собраться последний раз в 2024 году на дружескую игру и прийти в тематических образах, связанных с Новым годом. Поэтому в ИЦАЭ Саратова можно было встретить и зайчиков, и Снегурочек, и Дедов Морозов.
Победителем на площадке стала команда «Машина Тьюринга», набравшая 42 балла.