«Геометрия в стиле крафт»: владимирцы погрузились в мир оп-арта
Владимир
01 декабря

«Геометрия в стиле крафт»: владимирцы погрузились в мир оп-арта

Об искусстве в целом, оп-арте, особенностях восприятия и художественной ценности картин дискутировали гости паблик-тока «Геометрия в стиле крафт», организованном Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира. Паблик-ток состоялся 30 ноября в центре современной культуры «Флигель», в котором выставлена экспозиция картин «Гляньки» в стиле оп-арт.

Культуролог и куратор выставки «Гляньки» Полина Вахотина рассказала, что отцом оптического искусства считается Виктор Вазарели, в том числе потому, что многие художники впоследствии использовали его техники и образы. Примерно со времени модерна (1898-1912 годы) произошли существенные изменения в жизни людей, например, появилось электричество, многие механизмы стали автоматизированными, активизировались революционные движения, и искусство в то время искало способ выразить это новое. Так люди нашли способ визуализировать абстрактное мышление, ставшее символом эпохи трансформаций.

«В глазах смотрящего тоже искусство. Идея оптического искусства основывается на том, что можно что-то изобразить так, что люди станут воспринимать это каждый по-своему с индивидуальными раздражителями, ассоциациями и смыслами», — объяснила Полина Вахотина.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики ВлГУ Ольга Морозова раскрыла психологическую основу восприятия оп-арта, рассказав о процессе восприятия, а также объяснила, что такое иллюзии.

«Если останавливаться только на линиях, кружочках и квадратиках, то в этом нет никакого смысла. Он появляется как раз тогда, когда уходишь внутрь изображения, ощущаешь многомерность, многопространственность, многоплановость, разные возможности», — поделилась Ольга, дополняя мысль о поиске художественной ценности картины.

«Движения в картинах оп-арта, конечно же, нет, но мы его видим. Если сконцентрировать свой взор на одной точке, то движение прекращается, но как только отпускаешь контроль, то вновь можно увидеть динамику. Научного объяснения, почему так происходит, до сих пор нет. Понятно, что есть сочетание разной фактуры деталей, цвета, величины — это, скорее всего, и порождает иллюзию, но утверждать это точно мы не можем. Кстати, если вы будете смотреть на одну картину, например, по 10 минут в день, то после нескольких месяцев иллюзия уменьшится и движение сократится, но полностью не уйдёт никогда», — рассказала Ольга Васильевна.

После обсуждения гости паблик-тока продолжили общение в пространстве выставки. «В выставке „Гляньки“ важно то, что все картины — это продукт осмысления художником геометрической темы, заполнения пространства формой и цветом. После изобретения и широкого внедрения компьютерных технологий практически каждый может генерировать схожие изображения в автоматическом режиме, но в этих картинах нет ни мысли, ни чувства. А здесь каждая картина — это крафтовая, ручная работа, и в каждой из них есть поиск гармонии и смысл, совсем как у Вазарели много десятилетий назад», — прокомментировала Полина Вахотина.

Завершился вечер поиском смысла и художественной ценности современного искусства. Гости вечера бурно участвовали в обсуждении актуальной темы, обсуждая картины Вазарели, Эшера и других известных художников. Паблик-ток «Геометрия в стиле крафт» прошел в рамках еженедельной программы «ИЦАЭ OPEN».