В Санкт-Петербурге «разобрали на атомы» ритмы
Санкт-Петербург
19 февраля

В Санкт-Петербурге «разобрали на атомы» ритмы

Как не сбить биологические часы? В каком ритме жили города 150 лет назад? Правда ли, что музыкальные инструменты создавались не для музыки? На эти и другие вопросы ответили эксперты научно-популярного ток-шоу «Разберём на атомы: ритмы», которое прошло 18 февраля в арт-кафе «Книги и кофе».

Тема «Ритмы» была выбрана не случайно, ведь ток-шоу прошло в рамках IV Всероссийского фестиваля Книжный маяк Петербурга «Музыка смыслов». Организатором мероприятия стал Информационный центр по атомной энергии Санкт-Петербурга.

Первым спикером ток-шоу стал Павел Добрынин, генетик, работник «Научно-образовательного центра геномного разнообразия» университета ИТМО. Он рассказал о науке хронобиологии, изучающей циклические процессы в биологических системах разного уровня организации.

«У большинства животных, и у человека в том числе, эволюция создала специальные инструменты, которые не только адаптируются под внешние условия, но и помогают предсказать некоторые явления, как например приливы и отливы, чтобы максимально рационально использовать время этих циклов. За это отвечают циркадные нейроны», — рассказал Павел.

Эволюция позволяет живым существам грамотно адаптироваться к различным циклам, используя их для выживания. Заметить их очень просто. Например, при перелете в другую страну, люди встречаются с таким явлением, как джетлаг, когда ритмы синхронизируются под новые условия. Большинство процессов организма млекопитающих привязаны к световому дню, тогда организм работает максимально продуктивно, однако эволюционно млекопитающие развивались как ночные животные. Собственные циклы есть даже у паразитов, науке известны случаи, когда они способствовали изменению этих циклов у хозяина.

«Внутренние «часы» есть в каждой клетке нашего организма, но «центральные часы» находятся в гипоталамусе. Работа сердца, артериальное давление и метаболизм – все это зависит от наших ритмов, поэтому лучше их не нарушать», — завершил выступление Павел.

Про то, как изменялись ритмы городской жизни, рассказала Варвара Лымарь, преподаватель Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Города постоянно менялись по мере того, как менялись подходы к транспорту, жизни людей и архитектуре.

«Древний Рим, по праву считавшийся столицей древнего мира, для современного человека не выглядел бы как современный мегаполис. Но уже в древности в городе ограничивали время движения телег по центру – из-за ужасного шума, который они издавали», — привела пример Варвара.

С приходом промышленной революции отношение к постройке города изменилось. В 1950 годах многие города начали активно перестраиваться, сносились целые кварталы. 19 век стал веком расцвета общественного транспорта, ведь большому количеству людей нужно было передвигаться на работу и обратно. Самым удобным видом такого транспорта для Петербурга стала конка, но революцию во всем мире произвел метрополитен, появившийся сначала в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

С появлением в 1908 году конвейерного производства автомобилей изменился и подход к строительству. Ле Корбюзье выдвигал концепцию трёхмиллионного города с микрорайонами, у которых будет своя инфраструктура. Если посмотреть на многие жилые массивы 1970-х годов в России, то можно обнаружить свои ритмы и там. Однако сейчас разрабатываются новые концепции удобного плотного города, подходящего под все нужды современного человека.

Отвечая на вопросы в конце выступления, эксперт отметила, что первое, что она поменяла бы в Санкт-Петербурге, – это транспортная политика

Свою презентацию Варвара Лымарь проиллюстрировала собственными скетчами.

Варвара Летягина – хранитель музыкальных инструментов и куратор лектория «Музыки мира» Шереметевского дворца – познакомила зрителей с самыми необычными музыкальными инструментами мира. В своей лекции она рассказала, зачем их нужно хранить и как эволюционировало отношение к музыкальным инструментам. Раньше у них были другие назначения: например, духовые инструменты использовались пастухами для управления стадами, военные инструменты, такие как рог – для передачи условных сигналов на большие расстояния.

На встрече звучало много необычных названий: трумшейт – корабельный струнный инструмент для сигналов в море, нанга – африканская арфа для обрядов инициации. Варвара Летягина рассказала, что на севере струнные инструменты развивались дольше, чем на юге, потому что из-за холода на них было сложнее играть. Одним из последних пополнений в коллекции стала вувузела, прославившаяся на ЧМ по футболу благодаря своему необычному звучанию.

«Чем интересны фанфары, представленные в нашем музее? Они звучали на коронации Николая 2. Мы очень часто сталкиваемся с критикой, ведь на инструментах должны играть. Но вы видите, что не все они являются тем, на чём действительно нужно и стоит играть», — подчеркнула эксперт.

Финальным аккордом ток-шоу стало музыкальное выступления ансамбля «Русский джем» Молодёжного центра «Палата ремёсел», в котором Варвара играет на балалайке. Зрители услышали три наигрыша на разные темы, исполненные на гуслях и балалайке: танцевальный мотив, камаринскую, и музыку для кулачных боев. Наигрыши основаны на материалах, собранных на территории Новгородской, Псковской и Ленинградской областях.

Научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» – формат, разработанный в сети ИЦАЭ. Трое экспертов разного профиля разбирают одну и ту же тему, а после их выступлений зрители могут задать вопросы спикерам.