В Красноярске поговорили о важности воображения
Красноярск
02 июня

В Красноярске поговорили о важности воображения

Как я понимаю что-то о других? Как я понимаю, что я что-то знаю? Является ли воображение детской суперспособностью? Ответы на эти вопросы узнали посетители лекции, которая прошла 2 июня в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска в рамках проекта «ИЦАЭ OPEN».

Вечер начался с уже полюбившейся многим гостям центра игры «Эмоциональный интеллект». Игротека стала разогревом перед лекцией – ведь тема эмоционального интеллекта напрямую связана с процессом воображения, который обсуждался далее.

На лекции Ангелины Островерх, исследовательницы лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ, слушатели разобрались в значении многих новых для себя понятий. Например, узнали, что метапознание – это знание о собственном процессе познания и способность им управлять.

В начале лекции эксперт привела основные тезисы, которые были выдвинуты психологами-теоретиками. Жан Пиаже, швейцарский психолог, задался вопросом о том, как ребенок узнает о собственном познании и как использует эти знания, чтобы узнавать новое о мире. Также Ангелина рассказала об исследованиях Элисон Гопник, в ходе которых удалось выяснить, что способность понимать другого у ребенка развивается через сравнение образцов и собственных действий, то есть, через повторение поведения окружающих.

Воображение очень важно: оно позволяет моделировать и планировать, даёт наглядно-образное мышление, что позволяет ориентироваться в различных ситуациях без практических действий, подчеркнула спикер. Помимо этого, с помощью воображения мы можем формулировать внутренний план действий и восстанавливать системы образов, создавать новые на их основе.

Ангелина Островерх также подробно рассказала об эксперименте, который они с коллегами проводили в лаборатории. Ребёнку предлагалось две истории: вербальная и образная. Вербальная история звучала так: «Есть мальчик Миша, которому мама предложила приготовить малиновый пирог и сказала, какие продукты ему понадобятся. Как ты думаешь, о чём думает Миша, какие мысли в этот момент у него в голове?» Далее ребенок, принимавший участие в эксперименте, перечислял, о чём мог подумать Миша. Потом ему задавался такой же вопрос, но в образном формате: «Как ты думаешь, как Миша бы себе представлял процесс готовки?» Если ребёнок мог сформулировать ответ на этот вопрос именно с позиции Миши, значит у него уже есть понимание, что Миша – это другой человек, и у него есть способность к метарепрезентации. Ребёнок, способный сформулировать, куда пошёл Миша, что сделал, что подумал, как выбирал ингредиенты, обладает развитым воображением. В этом смысле, подчеркнула Ангелина, воображение – это не просто способность придумать что-то новое и яркое у себя в сознании, но и умение представить, как представляет другой.

«Скажите, насколько обстановка в семье влияет на способность ребёнка к воображению? Наверняка ведь более эмоциональные родители являются фактором формирования более яркого воображения?» — спросили слушатели.

Ангелина объяснила, что, действительно, связь эмоциональной проявленности родителей и воображения подтверждена исследованиями.

«В ходе исследований ребёнку давалась вымышленная ситуация, к примеру: «Что ты будешь делать, если твоя мама злится?» Дети, у которых родители в семье умели выражать эмоции, легче справлялись с ответом на этот вопрос, им было проще предугадать реакцию других. Более того, от обстановки в семье зависит так называемый социальный интеллект и способность к социальному научению», — прокомментировала лектор.

В ходе сессии вопросов и ответов удалось затронуть и такую важную часть жизни детей, как игра. «Раньше, еще десять лет назад, существовал двор как некоторый социальный институт, в котором дети, наблюдая за старшими, могли выстраивать собственный игровой процесс. В последнее время же я замечаю, что в основном детей стремятся занять всевозможными развивающими занятиями и кружками. Как вам кажется, каков статус игры, свободной, настоящей игры, сейчас – она затухает, отходит на второй план или же продолжает жить?» — поинтересовался один из слушателей.

Эксперт ответила, что свободная игра, безусловно, очень важна и до сих пор имеет большое значение для детского развития, однако у взрослых как у носителей культурных ценностей есть важная миссия – показать ребёнку на собственном примере, как можно играть. «Прелесть игры в том, что ребёнок, видя социальные моменты поведения, учится жизни в обществе, ориентируясь на взрослого. При этом даже свободную игру нужно направлять, например, задавая ребенку вопросы по типу «а как бы ты сделал на моём месте?»», — отметила Ангелина Островерх.

Она подчеркнула, что правила игры важны, но игра, в которой есть только рамки и инструкции, не даст нужного эффекта социального научения.