В Кирове и Ростове-на-Дону узнали о современных методах предсказания погоды
Ростов-на-Дону
02 февраля

В Кирове и Ростове-на-Дону узнали о современных методах предсказания погоды

Как разрабатываются прогнозы погоды? Что нужно сделать, чтобы эти прогнозы были точнее? И какие профессии будут важны для смягчения последствий глобального потепления климата? Об этом и многом другом узнали зрители телемоста «Прогноз погоды», который связал 2 февраля Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) Кирова и Ростова-на-Дону.

Событие состоялось в рамках проекта «Технологии, которые предсказывают погоду» в ходе всероссийского образовательного проекта «Урок цифры».

К телемосту подключилась Ирина Репина – доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией взаимодействия атмосферы и океана Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН.

В начале своей лекции эксперт рассказала, чем отличаются понятия «погода» и «климат»: погода – это состояние атмосферы в заданной точке земного шара в заданный момент времени, а климат – обобщение изменений погоды, он представляется набором условий погоды в определенном месте за определенное время.

«Мы живём в эпоху сильных климатических изменений», — отметила Ирина Репина. По её словам, за последние 40 лет количество катастрофических природных явлений – шквалов, тайфунов, ураганов – резко увеличилось, что говорит о «нервозности погоды».

Учёный обратилась к истории исследования погоды. Так, до середины XIX века люди определяли погоду, наблюдая лишь за природными явлениями. Например, если одуванчики сжимают свой шар – значит, быть дождю. Началом эпохи научных прогнозов считается 14 ноября 1854 года. Тогда буря разбила 60 британских и французских кораблей, участвовавших в Крымской кампании. Директор Парижской обсерватории Урбен Леверье обратился с просьбой к учёным прислать ему сводки о состоянии погоды в период с 12 до 16 ноября. Когда сводки были получены, стало ясно, что ураган, потопивший корабли в Чёрном море, можно было предвидеть заранее.

«Прогноз погоды – сложный и наукоёмкий процесс, а не гадание на кофейной гуще, погодных приметах и т.д.», — подчеркнула эксперт. Она рассказала, что в начале XX века сформировались предпосылки для математического моделирования прогноза погоды, появились метеорологические станции. Сейчас в мире насчитывается 14 глобальных моделей – собственные разработки есть в России, США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, Японии, Китае и т.д.

Зрители также узнали, что существуют и морские исследования погоды. Регулярные океанографические наблюдения проходят с середины XIX века, а в конце XX века появились специальные буи, которые исследуют состояние атмосферы над океаном.

Эксперт также обратила внимание на точность прогнозов погоды. «Прогнозам больше, чем на 10 дней, верить нельзя! Не потому, что это плохие модели или плохо работают учёные. Это особенность системы – достоверно можно спрогнозировать только на такое количество времени», — подчеркнула Ирина Репина.

«Метеоролог — это очень интересная профессия, которая несёт огромную пользу и науке, и человечеству. Если кто-то захочет связать с этой профессией свою жизнь, точно не пожалеет», — вдохновила зрителей спикер.

«Так всё-таки, кто главнее – человек или цифровые технологии и спутники? Всё уже автоматизировано или нет», — поинтересовалась зрительница Светлана. «Чтобы что-то верно считалось, нужно правильно задать параметры. Этим и занимается метеоролог. Тот, кто хорошо исследует и изучает. Сейчас эта профессия тесно связана с математикой и физикой», рассказала эксперт.

Отвечая на вопрос, какими сайтами лучше пользоваться для получения информации о прогнозах погоды, она порекомендовала сайт Гидрометцентра.

После лекции прошёл просмотр и обсуждение подкаста «7 профессий, которые спасут мир» от канала «Редакция. Наука». Глобальное потепление приводит не только к угрозе для планеты, но и появлению новых «зелёных» профессий, чтобы смягчить последствия изменения климата. В выпуске научный журналист Илья Кабанов представил топ профессий будущего, а Александр Ганьшин, руководитель сервиса «Яндекс. Погода», рассказал, какими навыками должны обладать эти специалисты.

Зрители, в числе которых было немало школьников, узнали, что сейчас человечеству нужны новые профессионалы – специалисты по возобновляемой энергетике, климатологи, сити-фермеры, метеорологи, климатические юристы и журналисты.

Также ребята узнали, что к 2030 году в госкорпорации «Росатом» планируют набрать дополнительно около 100 тысяч специалистов. Они нужны в том числе для новых направлений бизнеса: водородной и ветроэнергетики, федеральных проектов по обращению с промышленными отходами I и II классов опасности и ликвидации объектов накопленного экологического вреда в Челябинске, Усолье-Сибирском, на Байкальском ЦБК и других.

«Мне очень понравилась лекция. Я впервые услышала о профессии «экологический юрист» и многих других. Хочу изучить такие сайты, как «Карьера в Росатоме»», — поделалась впечатлениями Вера, ученица кировской школы №10.

«Я учусь в 10 классе и, конечно, уже задумывалась о том, с какой профессией хочу связать свою жизнь. Посмотрев фильм, теперь с уверенностью могу сказать, что экология — это та сфера деятельности, в которой я буду развиваться», — поделилась впечатлением Мария, учащаяся школа №80 Ростова-на-Дону.