В ИЦАЭ Ульяновска творчество Альбрехта Дюрера рассмотрели под пост-рок
Ульяновск
21 января

В ИЦАЭ Ульяновска творчество Альбрехта Дюрера рассмотрели под пост-рок

Научно-популярное музыкальное шоу «Science Sound» прошло 20 января в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска. Лекция на тему «Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения. Код Мастера» состоялась под аккомпанемент музыкальной группы «Омега битард» в стиле пост-рок.

Об одном из величайших мастеров западноевропейского ренессанса Альбрехте Дюрере рассказал гостям центра руководитель городских проектов в сфере искусства, культуры и образования, заместитель директора Ульяновского областного художественного музея Даниил Намисник.

Дюрер использовал при создании своих произведений самые разные техники: серебряный карандаш и перо, акварель, уголь и чёрный мел, рисовал кистью. За свою жизнь художник создал 100 картин, около 1000 акварелей, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций.

Современники оценили творчество Альбрехта Дюрера ещё при его жизни. Так, гуманист Эразм Роттердамский писал: «Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос».

Дюрер был признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.  Лектор пояснил, что ксилография – это древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Важным фактом, изменившим мир и позволившим так расширить творчество художника, стало налаженное в XV веке производство бумаги.

Даниил Намисник представил такие известные работы Дюрера, как «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана», отметив, что эти произведения, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством.      

«Меланхолия», созданная в 1514 году, является одним из наиболее таинственных произведений Дюрера, которое выделяется сложностью иконографии, неоднозначностью символов и аллегорий, отметила в свою очередь художник творческого объединения «Архив №1», куратор выставок, младший научный сотрудник Молодежного центра современного искусства Мария Брянцева. В этой гравюре автор зашифровал дату смерти своей жены.

На гравюре «Адам и Ева» изображены четыре животных, которые отображают типы темпераментов. Кошка – холерик, склонная к гордыне и гневу. Кролик – сангвиник, подверженный похоти. Бык – флегматик, отображающий чревоугодие и уныние. Лось – меланхолик, жадный и вечно впадающий в отчаяние. По мнению греков, темперамент человека зависел от преобладания в организме определённой жидкости – крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи.    

Мария Брянцева также рассказала, как в наше время популяризируют творчество Дюрера. Например, созданные живописцем образы отображаются в работах Дороти Гольц, которая совмещает головы с классических картин великих мастеров прошлого с телами современных людей.

В Нюрнберге перед домом-музеем художника установлена бронзовая фигура огромного чудовищного зайца, вылезающего из деревянного ящика. А рядом с этим монстром находится скульптура позолоченного крошечного зайчика — копия работы Дюрера. Эта работа авангардиста-анималиста Юргена Герца называется «Дань уважения Дюреру».

Немецкий художник-концептуалист Оттмар Хёрль представил две работы, посвященные Дюреру. Первая называется «Большой кусок луга» (аллюзия на одноимённую картину Дюрера) и представляет собой 7 000 пластиковых зайцев, установленных на центральной рыночной площади Нюрнберга. Вторая – проект скульптуры огромного зайца Дюрера на крыше Альбертины в Вене. Этой работой автор пытался объяснить, что «искусство искусственно».  

«Эта тема безусловна актуальна, так как Альберт Дюрер заложил в своей деятельности основы нейминга, бренда и копирайта, которые так популярны на данный момент. Изучив подробно его историю, наши современники могут использовать эти навыки в своей жизни. Дюрер использовал нестандартные методы рисования, что особенно привлекает», — подытожила Мария.  

«Я очень рад, что в ИЦАЭ проходят мероприятия на стыке искусства и науки. Сегодняшнее получилось очень атмосферным благодаря тому, что подача информации сопровождалась музыкальным аккомпанементом, что создавало эффект погружения. Благодарю спикеров за возможность приблизиться к творчеству великого мастера и Инфоцентр за организацию», -поделился впечатлениями советник министра искусства и культурной политики Ульяновской области Александр Дашко.