В «Искателе» завершилась «Атомная смена»
Впервые в истории одной из тем смены в лагере для одарённых старшеклассников «Искатель» стали атомные и радиационные технологии. Смена организована при участии Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира. С 10 по 27 августа искатели разбирались в устройстве атомных реакторов, изучали природу ионизирующего излучения и принцип действия дозиметра и медицинской техники, а также отметили 45-летие педагогического отряда «Родник», благодаря которому «Искатель» продолжает жить, несмотря на серьёзный возраст — в этом году проекту исполнилось 57 лет.
Базовые принципы устройства окружающего мира и атомные технологии старшеклассники изучали на Школе современной физики. «Мне всегда важно, чтобы на моих занятиях слушатели понимали, что за сложными формулами скрываются законы, в соответствии с которыми устроено всё, что нас окружает. И что современная физика — это множество глобальных проектов, в которых есть место для научного поиска и открытий. Стандартная модель, физика элементарных частиц, происхождение Вселенной, управляемая термоядерная реакция — вот лишь малая часть вопросов, которые интересуют современных учёных», — рассказал руководитель Школы современной физики, кандидат технических наук Кирилл Горшков.
Часть занятий на Школе медицины также была посвящена ионизирующему излучению и последствиям его воздействия на организм, а также работе медицинских установок, в которых используются радиационные технологии. «Рентген, флюорография и МРТ, а также другие медицинские технологии за всю историю существования спасли сотни тысяч человеческих жизней. А у миллионов человек благодаря системности и регулярности обследований удалось вовремя выявить заболевания и вылечить их на начальной стадии», — объяснила Светлана Полякова, руководитель Школы медицины.
О том, как интересно и точно писать об атомной отрасли, участникам Школы журналистики рассказала Наталия Фельдман, кандидат филологических наук, координатор специальных проектов сети ИЦАЭ. «Профессионализмы помогают нам сделать заголовки более кликабельными, потому что в них, в отличие от терминов, присутствует образность. Если вы увидите новость, что на реактор надели „тюбетейку“, вам, скорее всего, станет любопытно, зачем это сделали, как она выглядит, и вы начнёте читать статью», — привела пример Наталия Фельдман.
Гостем тематической смены стал профессор НИЯУ МИФИ Александр Колдобский, который прочитал лекцию о видах ионизирующего излучения, развенчал самые устойчивые мифы об атомной энергетике и провёл мастер-класс по дозиметрии, объяснив, в чём заключается отличие бытовых дозиметров от профессиональных. «Профессиональный дозиметр, несомненно, более точен и способен уловить все виды изучения. Но в целом нам негде получить высокое излучение в обычной жизни, потому что к естественному радиационному фону человечество адаптировалось за миллионы лет эволюции», — пояснил эксперт.
Кроме того, все 170 участников смены приняли участие в «Атомном квесте», состоящем из 16 тематических станций, и сыграли в одну из игр детского интеллектуального командного турнира BrainShaker.
«Каждая смена в „Искателе“ тематическая. Например, общей темой этой смены стали драконы. Это такой способ геймификации, который помогает снять рамки и ограничения, чтобы у каждого участника проявились его творческие способности. При этом эксперимент с „Атомной сменой“ можно признать удачным — наши дети за три недели ненавязчиво и при этом достаточно подробно познакомились с радиационными технологиями, разобрались в мифах и страхах, связанных с атомной отраслью, сыграли в наши фирменные игры, и я вижу, насколько им это было интересно», — рассказал Кирилл Губин, руководитель ИЦАЭ Владимира, старший комиссар педагогического отряда «Родник».
ИЦАЭ Владимира летом регулярно организует мероприятия и тематические программы в загородных оздоровительных лагерях, но тематическая смена, посвящённая атомных технологиям, состоялась впервые.