В Екатеринбурге и Заречном прошли школьные «XIII Курчатовские чтения»

С 25 по 27 февраля в Заречном и Екатеринбурге прошли мероприятия «XIII Курчатовских чтений». Организаторами конкурса учебно-исследовательских работ учащихся являются Белоярская АЭС, школа № 1, Управление образования ГО Заречный и информационный центр по атомной энергии Екатеринбурга.
Прозвучавшие на открытии «XIII Курчатовских чтений» слова о том, что для реализации интересных, масштабных и амбициозных проектов в современной атомной энергетике необходимы интеллект и трудовая энергия молодых, стали девизом работы конкурса.
40 школьников Екатеринбурга, Заречного и Новоуральска представили проекты гуманитарной, экологической и технической направленности. Главное условие конкурса — тема работы должна быть связана с атомной наукой, атомной энергетикой или промышленностью. Содержание докладов охватывало разные сферы: от рассказа о строителях школы до определения герметичности затвора арматуры на горячих трубопроводах АЭС.
Для тех, кто представил свои работы в гуманитарной секции (член жюри — директор ИЦАЭ Екатеринбурга Елена Николаева), важными оказались трансляция ценностей Росатома среди одноклассников и внедрение ПСР-проектов в школе. Юные экологи развенчали мифы о строительстве ППЗРО в Новоуральске и представили модель экодома. «Технари» размышляли о будущем ядерной энергетики, например, о преимуществах эксплуатации атомных станций малой мощности в удаленных поселениях Сибири и Дальнего Востока.
Члены жюри конкурса особо отметили работу Никиты Репейкова (г. Заречный) «Физико-химические методы очистки воды на атомных станциях» за стремление к решению важной экологической проблемы — очистки воды в технических водоемах АЭС.
Надежда Белоусова, победитель в номинации «Научно-технологические аспекты атомной энергетики» покорила жюри основательностью подхода к изучаемому материалу: три года старшеклассница работала над темой «Физика плазмы. Высокотемпературная плазма и управляемый термоядерный синтез». Председатель жюри данной секции, доцент кафедры атомной энергетики УрФУ Олег Ташлыков особо подчеркнул значимость Курчатовских чтений: «Этот конкурс создан для прочной связки „школа — вуз — производство“ и повышает эффективность подготовки специалистов. Такие, как Надежда, станут лучшими студентами, потому что она осознанно построила свой образовательный маршрут.»
Спецприз Курчатовских чтений достался новоуральцу Сергею Сажину. В работе «70 лет — 70 атомных побед!» конкурсант представил свой фильм о достопримечательностях родного города и разработанный план экскурсии, в которых слиты история Новоуральска и комбината УЭХК. Автор проекта повел несколько классных часов и экскурсий, «опробовав», таким образом, на одноклассниках результаты работы над проектом.
Второй день чтений был посвящен экскурсиям: новейшую историю России школьники повторили, изучив экспонаты музея Президентского Центра им. Бориса Ельцина, а в парке «Ньютон» заглянули в гигантскую модель сердца, устроили самые настоящие стихийные бедствия — торнадо и цунами, повторили тему «Колебания» на восьмиметровой пружине.
27 февраля были объявлены победители и вручены призы. Благодаря активной просветительской деятельности Белоярской АЭС, ИЦАЭ Екатеринбурга в сотрудничестве с управлением образования все участники чтений, а также школьники Екатеринбурга, Заречного и Новоуральска знают, что гаджеты не излучают радиацию, а от радиофобии можно и нужно избавляться, получая информацию из надежных источников.