Второй день фестиваля «кстати» в Воронеже: дизайн школьного пространства, сленг подростков и нормы русского языка

1 ноября на фестивале «КСТАТИ. Нескучная школа» более 500 воронежцев рассуждали о своевременном инженерном образовании школьников, моделировании школьного пространства и языковой норме, строили филогенетические деревья, разбирали на атомы радости переходного периода и обсуждали фильм о пользе и вреде сахара.
Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ «Высшая школа экономики», рассказала об отечественном и зарубежном опыте дизайнерского оформления школьных образовательных пространств, где большое внимание уделяется цвету, инфографике и функциональности. «Пространство должно быть функцией, которую можно включить или поставить на паузу, но оно не должно давить, а, наоборот, оно должно провоцировать детей на творческое развитие», — убеждена эксперт. Например, на полу может быть нарисована шахматная доска, а дети могут выступать в роли шахмат, или лестница может использоваться как амфитеатр, а «карман» в рекреации — как сцена. Лектор рассказала и о том, как устроено информационное пространство для оформления выставок.
Школе и моделированию пространства был посвящен и круглый стол, где обсуждали сценарии работы с образовательным пространством в зависимости от доступных ресурсов. «Если мы строим интересный творческий процесс для детей, то это как раз то, что может стать основой образовательной среды. Дизайн создается тогда, когда есть педагогическая концепция», — считает Елена Юшкова, руководитель направления по работе с региональными ресурсными центрами Школьной лиги РОСНАНО. Своим опытом моделирования образовательного пространства поделились и учителя — участники специальной программы фестиваля. Одним из лучших практических опытов является создание атомклассов под эгидой Росатома.
О научной лаборатории в космосе рассказал Александр Хохлов, инженер-конструктор космического приборостроения ЦНИИ РТК. Оказывается, самое большое количество космонавтов побывало на Международной космической станции, когда туда «запускали» олимпийский факел. Факел побывал в руках у всех космонавтов, а затем космонавты вынесли его наружу. Чтобы олимпийский символ случайно не улетел в открытый космос, его закрепили специальным фалом с карабином на конце.
Лекционный блок продолжил Александр Пиперски, кандидат филологических наук, научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики», который рассказал о том, что такое языковая норма и как она формируется. «Норма появляется тогда, когда приходится делать выбор. Но даже она со временем устаревает и утрачивает свою актуальность», — обратился к аудитории лектор. Он привел несколько «провокационных» примеров, которые доказывают, насколько подвижен наш язык, и как даже грамотные люди иногда ошибаются: надеть или одеть? согласно договору или договора? кремА или кремЫ?
Во второй половине дня воронежские школьники вместе с Михаилом Гельфандом, доктором биологических наук, профессором МГУ, изучали эволюционные связи и строили филогенетические деревья. Будущие генетики были разделены на две группы. Каждый участник получил полоски бумаги, на которых была описана последовательность белков ДНК. Таким образом школьники должны были найти своего ближайшего родственника.
Вечером воронежцы стали участниками научно-популярного ток-шоу «Разберем на атомы», которое впервые прошло в городе. Лингвист Александр Пиперски, специалист по коммуникациям и дизайну Наталья Логутова и специалист по компьютерным технологиям Анатолий Шперх разбирали на атомы тему «Радость переходного возраста».
«В 12–13 лет в лексиконе подростка начинает сильно возрастать доля новых для языка форм, которые не совпадают с языковой формой их родителей. Сегодня распространение новых слов — интернет-мемов — происходит очень быстро. Особенно склонны к употреблению мемов пользователи от 10 до 30 лет», — рассказал Александр Пиперски. «Появление новых слов у подростков — естественный процесс, и не нужно говорить, что они засоряют язык, и мир рушится. Мир не рушится, он изменяется», — закончил свою речь эксперт. На вопрос о том, как происходит процесс «приживания» новых слов, Александр Пиперски ответил, что это большой вопрос для всех лингвистов: «Мы не можем понять происхождение многих слов. Например, слово „клево“ есть в словаре Даля, и мы понимаем истоки его значения. А вот со словами „дерябнулся“ и „кочевряжится“ — уже проблема».
Наталья Логутова в своем выступлении отметила способность подростков отделить личные интересы от глобальной задачи, а Анатолий Шперх представил 10 кейсов, когда подростку не обойтись без смартфонов. Например, можно с помощью гаджетов распознавать листья растений в школьном саду на уроке, или моделировать, создавать дополненную реальность изучаемого объекта, или сделать фотоквест. По завершении ток-шоу каждый эксперт вручил подарок автору лучшего вопроса.
Второй день фестиваля завершился просмотром и обсуждением документального фильма «Сахар», в котором авторы фильма рассказывают, насколько полезны продукты, считающиеся основой здорового питания, приводит ли употребление этих продуктов к появлению лишнего веса и другим проблемам, и как перестать употреблять лишний сахар. «Сахар входит в категорию полезных для здоровья продуктов. Наши ученые-технологи уделяют большое внимание созданию новых рецептов, где сбалансировано количество натуральных продуктов, не влияющих на здоровье человека», — прокомментировала Наталья Матвиенко, доцент кафедры бродильных и сахаристых производств Воронежского государственного университета инженерных технологий.
Фестиваль науки «КСТАТИ. Нескучная школа» продлится до 3 ноября. Организаторы фестиваля — информационный центр по атомной энергии при поддержке Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».