Во Владимире стартовал фестиваль педагогических практик «Атом+»
Владимир
14 декабря

Во Владимире стартовал фестиваль педагогических практик «Атом+»

Теме эмоций и их влиянию на педагогический процесс был посвящён первый день фестиваля педагогических практик «Атом+» 13 декабря. Организаторы фестиваля – проект «Homo Science» и сеть Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания у педагогов провела Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Центра толерантности. Участниками стали психологи городских школ и дошкольных учреждений.

Эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений – это признаки эмоционального выгорания педагогов. «Если организм решил экономить эмоции, он делает это по полной программе. Он как будто бы выключает громкость, снижает напряжение, но вместе с раздражением и злостью, которые мы блокируем, уходит и радость, и вдохновение. Общение в целом становится слишком ресурсоёмким, отнимает много сил. Ещё один тревожный симптом – обесценивание собственных достижений, когда нам кажется, что мы всё делаем как-то не так», — пояснила Анна Макарчук.

Суть профессионального выгорания заключается в дисбалансе, когда расход от работы превышает ту энергию и ресурс, которые человек от неё получает.

«Выгорают лучшие – те, кто больше вкладывается в работу. Когда вы чувствуете рабочий кураж, не забудьте в этот момент про себя», — посоветовала психолог. После разбора основных признаков эмоционального выгорания Анна Макарчук показала практические методики, позволяющие быстро справиться со стрессовыми состояниями и первыми симптомами эмоционального выгорания.

Перед студентами педагогических и гуманитарных специальностей Владимирского государственного университета выступил главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич. На лекции «Как грамотно писать о науке» Григорий поделился главными правилами интересного научного текста. 

«О науке писать прикольно! Так же, как о политике или культуре. Но о ней нужно писать правильно и легко. Начнём с того, как не надо на примере заголовков «Пламя науки – в сердцах молодых», «Созидая наше будущее», «Студенты — наша гордость». Мы же не употребляем такие слова в речи или делаем это крайне редко. Научные тексты нужно освобождать от обилия сложных слов, тяжёлых конструкций, непонятных терминов». — рассказал эксперт. 

На лекции студенты узнали, как взять интервью, состоящее из одного слова «например». Этот вопрос помогает уточнить у спикера важную информацию, когда он рассказывает очень обобщённую историю. Если интервьюируемый говорит о том, что он занимается выведением многоклеточных организмов, читателям будет ничего непонятно. В этот момент поможет «например»: благодаря вопросу интервьюируемый конкретизирует область своих исследований, текст станет полезнее и интереснее.

Также Григорий Тарасевич посоветовал использовать в научных текстах метафоры. Они помогают сделать образ ярким и универсальным. А главное, считает эксперт, не нужно бояться писать научный текст живо и просто, и тогда наукой заинтересуются не только школьники, но и их родители.

Завершился первый день фестиваля разговором о ЕГЭ и ЁГЭ. Григорий Тарасевич и Анна Макарчук вместе с участниками встречи обсудили в формате Public talk, почему ЕГЭ в общественном сознании прочно связывается со стрессом и как помочь выпускникам его преодолеть.

«Почему-то результаты ЕГЭ воспринимаются как оценка человека и результатов его труда за 11 лет, и сдача итогового экзамена становится сверхценным событием. Проблема не в самом ЕГЭ, а в том, что плохие результаты оцениваются родителями и самим школьником как трагедия», — пояснила Анна Макарчук.

Способ сделать из итоговой аттестации увлекательный процесс, в котором ученик из «жертвы ЕГЭ» превращается в исследователя и создателя сложного креативного продукта, несколько лет назад придумал Григорий Тарасевич. Его просветительский проект ЁГЭ похож на ЕГЭ по формату, но темами вопросов становятся мультфильмы, медийные личности и даже зомби. В ЁГЭ можно найти вопросы про суп, который не мог есть Леонардо да Винчи, про Шрека и про социальные сети, а вопросы к этому неформальному аналогу итогового экзамена пишут школьники.

После обсуждении специфики формата все присутствующие стали участниками антистресс-сессии по сдаче ЁГЭ. Второй день фестиваля «Атом+» будет посвящён практическим форматам, помогающим заинтересовать школьников наукой. Анастасия Горлова, специалист «ОКБМ Африкантов», проведёт презентацию занятия «Источники энергии» из серии «Атомный практикум», разработанной сетью ИЦАЭ, а лингвист Антон Сомин объяснит, в чем польза лингвистических конкурсов и олимпиад.